Художник родился в 1894 году в Бежецке недалеко от Твери, в семье небогатого торговца. В двенадцать лет он поступил в Калязинское механико-техническое училище, где раскрылся его исключительный талант к рисованию. Впрочем, неизвестно, избрал бы Самохвалов для себя путь живописца, если б его… не отчислили из училища за участие в уличных беспорядках. Нет худа без добра, и вот уже будущий «певец советских тружениц» постигает тайны художественного ремесла в Бежецком реальном училище живописи, а затем перебирается в Петербург, где продолжает обучение в Академии художеств. В Петербурге он оказывается в самом центре художественной жизни России, проводит все свое свободное время в музеях, активно участвует в выставках и… изучает древнерусскую икону – условность, монументальность, экспрессия иконописного изображения необъяснимо притягивают его.
Некоторое время Самохвалов состоял в объединении «Мир искусства» - да-да, творил вместе с утонченными эстетами и декадентами, весьма неоднозначно принимавшими революционные веяния и стремившимися забыться в изысканных орнаментах былых времен. После закрытия Академии художеств Самохвалов попал в ученики к Кузьме Петрову-Водкину. В этот период состоялась его экспедиция в Самарканд, где он изучал восточную архитектуру и декоративно-прикладное искусство. В 1923 году художник окончил ВХУТЕМАС, где торжествовали новаторские методики, а главной целью обучения было воспитание в студентах страсти к творческому экспериментированию.
Самостоятельная художественная деятельность Самохвалова не ограничивалась изображением «новых советских женщин», хотя началось все именно с них – с авангардистской картины «Головомойка», где лестницы и потолок зашлись в вихревом танце, а условная, почти безликая женская фигура склонилась над хрупкой фигуркой ребенка – то ли сюжет из сурового советского быта, то ли архаичный ритуал.
В 20-е годы Александр Самохвалов, впрочем, занимался задачами скорее пропагандистскими и прикладными, нежели чистой живописью – и вполне в этом преуспел. Он нарисовал несколько агитационных плакатов для Российского телеграфного агентства и даже получил за один из них золотую медаль на Международной выставке в Париже. В то же время он получил место художника на Государственном (Ленинградском) фарфоровом заводе, где рисовал эскизы для декоративных тарелок на тему крестьянской жизни. Впоследствии много работал как иллюстратор, сотрудничая с издательствами «Детгиз» и «Радуга», трудился как театральный художник, попробовал себя на писательской стезе. И, конечно, регулярно участвовал в выставках множества художественных союзов и объединений, в которых состоял. Там он впервые показал публике полотна, где, вдохновляясь и архаичным искусством, и античностью, и достижениями модернизма, передал образы трудящихся советских женщин.
Его «Кондукторша» шествовала по вагону, словно Немезида, многочисленные «Работницы» не столько создавали нечто материальное, сколько творили новый мир. Он написал серию акварелей «Метростроевки», где запечатлел женщин, работавших на строительстве московского метрополитена, ездил в Иваново-Вознесенск, чтобы писать работниц ткацкой фабрики…
Нравилось ему изображать спортсменок. В 30-е годы в советской культуре сформировалось особое отношение к телесности, напоминающее античное – прославление физической силы, физкультурные парады, красота обнаженных мускулов… Женщинам больше не нужно было оставаться слабыми и хрупкими. И работницы, и физкультурницы Самохвалова предстают полными безграничной силы – и физической, и духовной.
Сегодня мы не видим ничего необычного в его картине «Девушка в футболке», но в 1937 году она была революционна и рассказывала зрителю о женщине настоящего – и даже женщине будущего. Короткая стрижка без следов укладки, одежда, простая и недорогая, облегающая сильное тело, поза, наполненная порывом к движению, строгое выражение лица. Никакого кокетства или смущения – простота, уверенность, решимость… На выставке в Париже ее немедленно окрестили «Советской Джокондой», но художник был разочарован таким сравнением. В Джоконде он видел подспудную иронию, она казалась ему насмешливой, скрытной – не такова его героиня. «У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой — улыбкой готовности к действию» - так описывал он свою «Девушку в футболке».
Самохвалов со всеми своими творческими порывами отлично вписывался в требования соцреализма. После убийства Кирова он создал несколько посвященных ему работ. И здесь можно обличительно крикнуть: «Конъюктурщик!» – однако, по словам художника, вдохновение для создания композиции он черпал в старинных церковных фресках...
Он дважды был женат. После смерти своей первой супруги Екатерины, подарившей ему двух дочерей, художник женился на медсестре Марии Клещар, которая позировала ему для иллюстраций к роману Чаплыгина «Степан Разин». Это была любовь – Самохвалов посвящал супруге стихи, учил ее живописи… Она не только позировала ему, но и помогала работать над множеством иллюстраций. В 50-х Клещар начала собственную карьеру как художница, представив работы на нескольких выставках.
До конца жизни Александр Самохвалов трудился над живописными произведениями, посвященными идеалам социализма, иллюстрировал отечественную и зарубежную классику, преподавал. Он написал несколько автобиографических книг, где раскрыл немало своих творческих замыслов, рассказал о создании многих своих работ. Полотна Самохвалова хранятся в музеях и частных коллекциях России и нескольких европейских государств.