Константин Маковский: один из предвестников русского импрессионизма
625
просмотров
Что первым всплывает в нашем воображении, когда речь заходит об истинной русской красоте? Пейзажи, березки, поля и, конечно, русские девушки. Веселые, с живым блеском в глазах, с румянцем на щеках — настоящая русская краса!

Художник Константин Егорович Маковский особенно чувственно изображал девичью натуру на своих полотнах, тщательно прорисовывая детали русского наряда. Рассматривая его картины, трудно оторвать взгляд от богатства жемчугов, кружев и вышивки на одежде героинь. Но помимо женских портретов он рисовал еще и мужские. Из-под его кисти вышло также множество исторических картин.

Живопись | Константин Маковский | Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова, 1862 и Дети, бегущие от грозы, 1872
Живопись | Константин Маковский | Болгарские мученицы, 1877 и У раскрытого окна, 1910
Живопись | Константин Маковский | Крестьянский обед во время жатвы, 1871
Живопись | Константин Маковский | Головка девочки, 1889 и Красавица готовится к купанию
Живопись | Константин Маковский | Селедочница, 1867 и Гладильщица, 1880
Живопись | Константин Маковский | Боярский свадебный пир, 1883

Константин Маковский был очень одаренным живописцем. И это неудивительно — все в его семье, начиная от отца и заканчивая младшими сестрами и братьями, принадлежали к сфере художественного искусства.

Помимо этого, другом семьи был сам Карл Павлович Брюллов, известный живописец-академист. Именно он разбудил в Маковском склонность к романтизму и декоративной яркости сюжетов.

Маковский развивал свой талант в Московском училище живописи и ваяния. Собрав там все возможные награды, он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Но получить диплом было не суждено, так как Константин, вместе с 13 студентами устроил «бунт четырнадцати», отказавшись писать полотна на тему скандинавской мифологии.

Чуть позже художник стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок или просто — передвижников.

Портреты в исполнении Константина Маковского имели огромный успех. Один из самых часто встречающихся в его работах образов — богатая молодая девушка. Руке мастера принадлежит более десятка полотен, озаглавленных просто — «Боярышня».

Живопись | Константин Маковский | Боярышня, 1880, Боярышня, 1884 и Боярышня, 1900

Невозможно особенно выделить какую-нибудь из ряда этих картин. Все они принадлежат разным периодам творчества художника, но сходятся в одном: каждый портрет - это образец великолепной детализации и изображения убранства героини. И, что не менее важно, - знания этнических тонкостей, что показывает, насколько глубоко Маковский понимал то, что рисует. Мельчайшие детали, например, особый воротник, носивший название «ожерелье», дают понять, что художник любуется своими героинями и хочет показать их красоту и богатство наряда. Чернобровые, румяные, спокойные или кокетливые, одетые как на праздник, во всевозможных украшениях, - они представляют собой целую галерею русских красавиц.

Кстати, одна из Передвижных выставок наделала много шума. На ней художник выставил свою картину «Русалки». И именно эту экспозицию посетил сам Александр II, хотя к искусству не очень тяготел.

Живопись | Константин Маковский | Русалки, 1879

Написанное в 1879 году полотно отображает одно из старинных языческих поверий, а точнее - праздник Русалии. Собственно, Маковский и изобразил русалок, обнаженных, окруженных туманной дымкой, качающихся на деревьях и танцующих в лунном свете. Художник подобрал именно те оттенки цветов, которые идеально передают мистическое настроение полотна.

Но и к романтизму Константин нередко возвращался. В 1889 году было написано полотно «Тамара и Демон». Выполненная в жанре литературной живописи, картина отображает фрагмент из поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Это порождение ада, с черными крыльями и черными глазами, держит бледную, в белых одеяниях Тамару перед ликом икон.

Живопись | Константин Маковский | Тамара и Демон, 1889

Благодаря славе портретиста, Константин Маковский стал модным автором. И, как любая известная личность, он стал подвергаться критике. Но те, кто ценил его полотна, видели — вот он, предвестник русского импрессионизма!

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится