Поклонение волхвов в живописи: вопросы и ответы, которые сделают картины на эту тему понятнее и интереснее
920
просмотров
Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея. Но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями и стало одним из самых популярных сюжетов в религиозной живописи.
Фрагмент "Алтаря с поклонением волхвов" Джентиле да Фабриано

Сюжет прост и хорошо известен. Три мудреца с Востока пошли за путеводной звездой — и она привела их к божественному Младенцу, который родился, чтоб принести искупительную жертву и спасти человечество. Мудрецы преклонились перед Младенцем и вручили ему свои дары.

Поклонение волхвов. Центральная панель одноименного триптиха Ганс Мемлинг 1470

1. Кто такие волхвы?

Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилонские.

Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами. Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век.

Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:

— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.
Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3



2. Почему волхвы так разодеты?

С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.

Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.

Поклонение волхвов Ян Госсарт 1515
Поклонение волхвов Ульрих Старший Апт
Поклонение волхвов Карло Дольчи
Поклонение волхвов Питер Пауль Рубенс 1619
Поклонение волхвов Жак Даре 1435
Поклонение волхвов Альбрехт Альтдорфер 1530
Поклонение волхвов Артемизия Джентилески 1637
Триптих «Поклонение волхвов» Питер Кук ван Альст 1530-е

Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.

3. Если волхвов трое, почему некоторые картины выглядят так, будто перед Иисусом - митинг?

Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.

Поклонение волхвов (с Фра Филиппо Липпи) Фра Беато Анджелико 1445
Капелла волхвов. Фрагмент с шествием волхвов Беноццо Гоццоли 1459
Поклонение волхвов Сандро Боттичелли 1475
Поконение волхвов Фра Филиппо Липпи 1496
Поклонение младенцу Питер Брейгель Младший 1630-е
Поклонение младенцу Пинтуриккио

Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.

Сандро Боттичелли Поклонение волхвов. 1475. На этой картине в образах волхвов и их сопровождающих Боттичелли изобразил не только могущественный клан Медичи (это семейство купцов и банкиров управляло Флоренцией), но и самого себя - художник стоит у правого края картины в рыжем плаще и смотрит на зрителей.
Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504. Эта картина немноголюдна, но её автор и здесь нашёл способ разместить автопортрет . Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов - высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.

А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета- поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.

Поклонение волхвов Доменико Гирландайо 1488

4. Как быстро волхвы пришли к новорожденному?

Понимаем, откуда вопрос. Волхвы будто бы пришли поклониться Младенцу, едва он только родился: обычно на картинах Мария и Иосиф принимают гостей прямо в хлеву, где Богородицу настигли роды. С другой стороны, на этих картинах младенец часто сидит (а это дети начинают делать не раньше шести месяцев), интересуется подарками, тянет к ним руки, хватает, делает благословляющие жесты, даже кладёт руку на голову волхва Каспара, а то и вовсе выглядит двухлетним крепышом, который вполне способен сам расспросить гостей, почему они так долго несли свои подарочки.

Поклонение волхвов. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане Рафаэль Санти 1519
Алтарь Святого Фомы из церкви Святого Иоанна в Гамбурге. Поклонение волхвов Мастер Франке 1424
Поклонение волхвов Рюланд Фрюауф Старший 1491
Поклонение волхвов Лукас Кранах Старший 1516
Поклонение волхвов Иероним Босх 1499
Поклонение волхвов Иоганн Фридрих Овербек 1813
Поклонение волхвов Бернардино Луини 1520
Поклонение волхвов Диего Веласкес 1619,
Поклонение волхвов Гвидо да Сиена 1270-е

Богословские трактовки, апокрифы, народные предания и даже научные изыскания с привлечением астрономов дают несколько версий относительно того, как долго добирались волхвы, которых в Вифлеем вела путеводная звезда. Диапазон от «прибыли прямо к рождению» — до «пришли, когда младенцу уже было два года».

Здесь возникает новый вопрос. Каким образом волхвы с Востока могли добраться в Вифлеем в считанные дни? Доступный им транспорт часто представлен на картинах — это верблюды. Или лошади — некоторые благоразумные художники, которые никогда не видели верблюдов, не рисковали и писали вместо них знакомых лошадей. В любом случае, это не быстро.

Путешествие волхвов Джеймс Тиссо 1894

Красивейшее объяснение даёт богослов Иоанн Златоуст: звезда явилась волхвам ещё до рождения Иисуса — они сразу двинулись в путь и прибыли к месту назначения аккурат к рождению Младенца.

Но как понимать картины, на которых Младенец всё ещё в хлеву, а на вид уже совсем не новорождённый? И здесь есть версии. Возможно, автор пошёл на художественное обобщение и объединил два сюжета (Рождество и поклонение волхвов) в одной картине. Возможно, он просто «не заморачивался» — ни над хронологией событий, ни над тем, сильно ли отличается на вид ребёнок, которому пара дней от роду, от двухлетнего.

А версию о том, что божественный младенец рос не по дням, а по часам, — и вскоре после рождения мог лично принимать подарки из рук волхвов, — следует отбросить. Художники как раз старались показать в Младенце человеческое и не наделяли его супергеройскими способностями. На божественную природу малыша указывают только нимб над его головой и всеобщее благоговение вокруг.

5. Что же они ему подарили?

Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. Золотые ларцы и кубки, украшенные драгоценными камнями, или чаша из тончайшего китайского фарфора, как на картине Мантеньи, конечно, и картине добавляют роскоши, и художникам позволяют продемонстрировать умение выписывать мельчайшие детали и изображать разные материалы.

Но в Евангелии от Матфея все подарки перечислены.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:1−12)


Поклонение волхвов Андреа Мантенья 1500-е
Поклонение волхвов. Диптих Мастер "Поклонения волхвов" Ханенко XV век
Вифлеемская звезда Эдвард Коли Бёрн-Джонс 1890,

В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу:

Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать.
Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем.
Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ.

Кстати, Матфей не называет число волхвов. От него мы знаем только то, что подарков было три. Именно поэтому толкователи и решили, что и волхвов должно быть столько же — по одному на каждый подарок.

6. Это из-за истории с волхвами мы теперь дарим друг другу подарки на Рождество?

Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза.

Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов. Есть и ритуалы, связанные с застольем. Например, в праздничном пироге прячут фасолину — тот, кому она попадётся, объявляется бобовым королем вечеринки, пусть и в картонной короне.

Бобовый король Якоб Йорданс 1640-е

7. Почему картины о поклонении волхвов стоит смотреть даже атеистам?

Во-первых, это красиво.

Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков, и у художников. Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото, меха и перья, короны и тюрбаны волхвами, с дарами в причудливых сосудах, с экзотическими животными, вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение. А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца, с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант, изображая всё это (и ещё свою часть монет, конечно же).

Картины на тему поклонения становились всё вычурнее, торжественная процессия всё наряднее, художники — всё виртуознее. Со временем они стали уделять внимание не только костюмам, но и фоновому пейзажу (часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие, голландские, итальянские), психологическим характеристикам персонажей (интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).

Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок, которые заглядывают в ларец, поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.

Алтарь Святой Марии. Фрагмент: Поклонение волхвов Конрад фон Зост 1420
Поклонение волхвов Джентиле да Фабриано 1423,
Поклонение Волхвов. Центральная часть триптиха. Фрагмент Иероним Босх 1494
Поклонение волхвов. Сцены из жизни Христа Джотто ди Бондоне 1306
Поклонение волхвов Питер Пауль Рубенс 1629,

Картины и фрески со сценами поклонения волхвов писали величайшие художники. Среди этих работ — масса безусловных шедевров, которые нельзя пропустить тем, кто верит в искусство.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится