Константин Андреевич Сомов — художник «Мира искусства», живописец, график и иллюстратор родился 30 ноября 1869 в Петербурге, в семье знатока и коллекционера искусства, хранителя Императорского Эрмитажа А. И. Сомова. В доме Сомовых царил культ искусства, и все трое детей (у Сомова был старший брат Александр и младшая сестра Анна) получили прекрасное домашнее образование, с раннего возраста приобщаясь к музыке, пению, рисованию. С будущими основателями «Мира искусства» и близкими друзьями — Александром Бенуа, Вальтером Нувелем и Дмитрием Философовым — Сомов познакомился еще в юношеские годы во время учебы в престижной петербургской гимназии Карла Мая. Сомов обучался в Императорской академии художеств, посещал мастерскую Ильи Репина, а после завершения академического курса провел еще два года в Париже, совершенствуя мастерство в Академии Коларосси.
Далее следовал насыщенный период творческой активности, связанный с образованием художественного объединения «Мир искусства», выпускавшего одноименный журнал. Талант Сомова-графика ярко проявился в обложках, виньетках, концовках, созданных для журналов «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Золотое руно». Его рисунки, выполненные с виртуозным мастерством и наполненные множеством декоративно-орнаментальных деталей, не только отражают достижения отечественного книжного оформительского искусства первой четверти ХХ века, но и синтезируют опыт всего европейского модерна. В эмиграции Сомов продолжал создавать портреты современников в блестяще освоенной им технике акварели, занимался книжной графикой, выполнял заказы в сфере рекламы. «Сомов тяготел к артистическому универсализму и потому не делал принципиальных различий в подходе к оформляемым им поверхностям — будь то произведения высокого жанра или прикладные «безделицы»», — очень верно подмечает эту особенность его творчества историк искусства А. Корндорф (Сомов К. А. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив. —СПб.: KGallery, 2017. С. 46).
В творчестве Сомова наблюдается устойчивый интерес к живописи рококо, равно как и ко всей французской культуре XVIII столетия, воспринимаемого художником в качестве Золотого века истории, что в целом соответствовало умонастроениям большинства мирискусников, окрашенным сентиментальной ностальгией по прошлому (яркий пример — версальский цикл А. Бенуа, посвященный королю Людовику XIV). Для большинства произведений Сомова характерно фантазийное преобразование действительности, театрализация образов, ориентация на литературные источники. Типичные герои его работ — дамы и кавалеры, облаченные в наряды XVIII века, гуляющие в обнимку по регулярным дворцовым паркам, предающиеся чувственным наслаждениям, танцующие в масках на маскарадах, позволяя себе при этом порой непристойные вольности. Красочная палитра этих работ, внимание к деталям одежды героев и предметам интерьера погружают зрителя в мир эскапистских фантазий Сомова, в которых кажущаяся легкость и беззаботность жизни его персонажей, живущих одним моментом, оборачивается на деле осознанием ирреальности происходящего, неестественности этого искусственного бутафорского мира.
Совсем по-другому раскрывается Сомов-портретист: в знаменитых образах современников нет того приторного жеманства и рафинированной слащавости, характерных порой для его придворных сцен. Напротив, созданные им портреты (в том числе и автопортреты) отличаются выраженным психологизмом и яркой индивидуальностью образов.
Наряду с другими мирискусниками, Сомов стал активно развивать особый подход к книжному оформлению, предполагавшему принципиально новое понимание книги как ансамбля текстовой и визуальной информации, как синтетическое произведение искусства. В первую очередь здесь ощутимо влияние мастеров английской книжной иллюстрации рубежа веков, внесших значительный вклад в развитие европейского книжного дизайна. Наиболее известный его проект в этой сфере — рисунки к антологии французской эротической поэзии и прозы, получившей название «Книга маркизы». Не случайно именно Сомова пригласили выступить иллюстратором и общим оформителем издания: кто, как не он, тонко чувствовавший и понимавший дух фривольной французской культуры, а также испытывавший неподдельный интерес к провокативным тематикам, мог успешно выполнить этот заказ, не опустившись при этом до пошлой порнографии и в то же время сумев передать атмосферу чувственности и эротизма, пронизывающую весь сборник. Общая работа над книгой, вышедшей в трех изданиях, заняла у Сомова более 15 лет жизни. Третье издание (так называемая «Большая маркиза», 1918), будучи самым эпатажным, включало большинство эротических рисунков, не пропущенных ранее цензурой. В книге есть как филигранно выполненные штриховые и силуэтные рисунки, так и цветные акварели. Последние представляют собой плоскостные композиции, где изящество линии сочетается с тщательной проработкой деталей и богатой колористической насыщенностью. Помимо откровенных постельных сцен, происходящих как бы за закрытыми дверями, здесь можно найти и вполне пристойные сюжеты, разворачивающиеся в парках, на балах, где кавалеры деликатно ухаживают за дамами, не нарушая нормы общественной морали.
В эмиграции Сомов осуществил еще два важных проекта в сфере книжной графики, выполнив иллюстрации к романам «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево (1927) и «Дафнис и Хлоя» древнегреческого писателя Лонга (1930) для парижского издательства «Трианон». Для издания «Манон Леско» Сомов выполнил цикл акварелей, нацеленных на создание у читателя целостного восприятия образов, особое внимание уделив проработке сюжетов любовной линии романа, в которых раскрывается чувственность главных персонажей и сила их любви. Здесь отсутствуют типичные орнаментальные мотивы, характерные в целом для книги модерна — Сомов сосредотачивается исключительно на самих акварелях, добиваясь в них общей гармонизированной цветовой гаммы, а также легкости и изящества рисунка.
Иллюстрации к роману «Дафнис и Хлоя» выполнены несколько в ином ключе. Следуя фабуле романа, Сомов создает множество пасторальных буколических сцен, изображающих возлюбленных на фоне природы. Исследователи отмечают, что в этих работах по-прежнему ощущается влияние французских мастеров — Ф. Буше, А. Ватто и других, а не античной эстетики, в целом не очень близкой автору. Здесь также можно найти активное использование композиционно-сюжетных ходов из его галантных сцен, в результате чего создается ощущение будто бы маркизы и их кавалеры обнажились, сбросив свои пышные одеяния, и сменили дворцовые интерьеры на природные виды. Палитра этих работ более приглушенная, в ней нет карнавальной пестроты, свойственной другим его работам.
Последней книжной работой Сомова стали четыре портрета героини из его любимого романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», созданные по заказу его друга М. Брайкевича, на руках которого художник скончался в Париже в 1939 году.
Творчество Сомова отличается как оригинальным сюжетным своеобразием, так и его талантливым воплощением, основанным на блестящей технике рисунка и безупречном чувстве вкуса, а его книжная графика без преувеличения соответствует лучшим достижениям европейских мастеров книжного искусства первой трети ХХ века.