История Жоржа Лепапа начинается так же, как у многих французских иллюстраторов тех лет. Он родился в 1887 году в обыкновенной парижской семье, с детства увлекался искусством, в восемнадцать поступил в Школу изящных искусств… И там он очень быстро завел широчайший круг знакомств – что впоследствии сослужило ему хорошую службу.
В 1909 году Жорж Лепап встретил свою любовь – Габриэль Лозанн. А год спустя, во время художественной выставки, состоялась еще одна его судьбоносная встреча. На сей раз – профессиональная, но в творческом смысле и это было любовью с первого взгляда. Его звали Поль Пуаре, и он был кутюрье. Начавшись как художественный эксперимент, их сотрудничество продлится целое десятилетие. Звезда Поля Пуаре взойдет на парижском модном небосклоне и быстро погаснет – но его экзотичные ориентальные костюмы будут будоражить фантазию молодых дизайнеров едва ли не сотню лет. А Жорж Лепап станет легендой модной иллюстрации и графического дизайна.
Их первым совместным произведением был иллюстрированный альбом «Les Choses de Paul Poiret». Лепап представил лучшие наряды от Пуаре с нескольких ракурсов и в сложных сюжетных постановках. Он был первым, кто принес в модную иллюстрацию сюжет и движение. Изящные дамы в длинных бусах и узких прямых платьях – новаторский силуэт! – флиртовали, вертелись перед зеркалом, болтали с подругами… и даже ускользали за пределы формата. Чаще всего эти милые сценки разыгрывались в интерьерах в стиле модерн. Роскошные декорации и прекрасные наряды «прелестных женщин Парижа» создавали единое целое. Лепап использовал известные мотивы, популярные у французских граверов – повседневность богатой парижанки, но первым применил их в рекламе одежды. Со временем в иллюстрациях Лепапа сцены будут становиться сложнее и даже драматичнее.
В 1981 году это издание увидели и советские граждане – его экспонировал Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Вслед за Пуаре талант Лепапа оценили и другие парижские кутюрье – Жак Дусе, Фредерик Уорт, Жанна Ланвин, Жанна Пакен… Лепап умел адаптировать свои творческие искания к стилю и идеологии конкретного модного Дома – и заказчики чувствовали, что получили именно то, чего хотели.
Он ухитрялся дружить со всеми, от неистовых фовистов до неприступных властителей мира драгоценностей. И в первую же декаду XX века Лепап, не пропускавший ни одной богемной вечеринки, повстречал прославленного русского антрепренера Сергея Дягилева. Эта страница в жизни модного иллюстратора не так известна, однако он много работал для «Русских сезонов». Он оформлял афиши и театральные программки. Здесь Лепап был предельно декоративен, утрировал ломаные и подчас агрессивные, так непохожие на классический балет, движения танцовщиков. К театральной теме Лепап еще вернется – в 1923 году, когда создаст декорации к постановке «Синей птицы» Метерлинка.
В 1912 году он расширяет круг своих заказчиков – туда входит крупный парижский издатель Люсьен Фогель, и Лепап начинает иллюстрировать знаменитую газету «Бон Тон». Спустя четыре года он нарисовал первую свою обложку для британского Vogue – и это была судьба.
В 1920-х Лепапа пригласили в США в качестве основного иллюстратора обложек американского Vogue.
Именно во время художественного «правления» Лепапа Vogue значительно усилил свое влияние в мире моды. Старейшее издание в своей области, Vogue уступил было позиции более молодым конкурентам, но в 1920-х его продажи резко увеличились – благодаря восхитительным работам Лепапа. Он создал больше сотни обложек для любимого журнала. О рисунках Лепапа для Vogue писали: «с самого начала они были образцами утонченности, простоты и визуального остроумия».
В те годы Лепап был просто нарасхват. Он работал почти во всех областях рекламы и графического дизайна, рисовал обложки для Vanity Fair и Harpers Bazaar, плакаты для модного дома Hermes и универмага Wanamaker. Проиллюстрировал и тридцать книг - Он иллюстрирует около тридцати книг: Пол Жеральди, Саша Гитри, Альфред де Мюссе и даже Платон.
С годами дерзкий, но элегантный стиль Лепапа формировался под влиянием ориентализма, персидских миниатюр и русских балетов. От французской версии ар нуво, от «прелестных дам» он перешел к изображению флэпперов, любительниц джаза, и сильных женщин, которым по плечу и выследить кабана, и оседлать «железного коня». Его иллюстрации превращались в целые истории, и зрителю хотелось разгадать тайны его героинь, заглянуть в их мир, утонченный, недосягаемый… Жорж Лепап умел быть лиричным, умел передать дрожащий на ветру шифон и нежность лепестков – и в то же время ему был подвластен жесткий блеск хромированной стали и острые углы модных стрижек. В отличие от коллег, болезненно переживающих конец прекрасной эпохи, Лепап стал горячим поклонником стиля ар деко и существенно повлиял на формирование его эстетики.
Лепап был хозяином чудесной виллы в горах, которую затем унаследовал его сын – Клод Лепап. Он пошел по стопам отца и стал выдающимся гравером, книжным иллюстратором и художником-символистом, известным своими метафизическими портретами.
Жорж Лепап прожил долгую жизнь и до последнего вздоха оставался если не самым, то одним из самых значимых модных иллюстраторов XX века. Он заложил основы графического языка модной иллюстрации, его стиль эволюционировал и адаптировался к трендам, его нововведения стали классикой графического дизайна. И сегодня рисунки Жоржа Лепапа уходят за баснословные суммы на аукционах, коллекционеры готовы на все ради его акварелей, а музеи бережно хранят оригиналы и первые издания работ художника.