Хранение костюмов, использованных на съемках, является настоящей проблемой для киностудий. Частично их, конечно, используют для других постановок, однако большинство из них закладывается на длительное хранение. Удивительно, что в Золотой век Голливуда дирекция киностудий, похоже, мало задумывалась о том, что платья и реквизит, которые зрители увидят и запомнят в знаменитых лентах, будут представлять огромную ценность. Сегодня фанаты готовы выложить миллионы за костюмы кинодив, знакомые им с детства, и эти желания кинематографисты научились умело монетизировать. А вот в начале XX века после съемки костюмы отправлялись на склады. Там они хранились на дешевых металлических вешалках, от чего порой приходили в плачевное состояние, так как со временем начинали ветшать и рваться под собственным весом. Художники по костюмам порой мастерили из старых нарядов новые, уничтожая таким образом исторические раритеты. Чудом сохранившиеся костюмы тех времен сегодня хранятся в музеях или в частных коллекциях, но осталось их далеко не так много, как могло бы быть.
Руководитель отдела волос и макияжа голливудской студии «Universal Studios» Джеймс Тумблин рассказал журналистам, как в 1962 году увидел в коридоре студии груду одежды, валяющуюся на полу. Среди прочего хлама он заметил там одно из платьев Скарлетт из «Унесенных ветром». В свое время для создания этих аутентичных нарядов художники по костюмам перелопатили множество исторических источников и даже специально искали в южных штатах старожилов, которые могли рассказать о старинных нарядах. Узнав, что вся куча хлама предназначена на выброс, Тумблин попросил продать его: «Мне сказали, что за 20 долларов отдадим платье, и целую стойку другой одежды. На той стойке кроме платья Скарлетт оказались и костюмы Джуди Гарланд из «Пасхального парада». Ровно через 50 лет бывший работник студии продал этот раритет на аукционе за 137 тысяч долларов. А в 1012 году фанаты из 13 стран собирали деньги на спасение 5 платьев из легендарного фильма, которые от постоянных выставок и переездов фактически пришли в негодность – так много людей хотели на них посмотреть.
В середине XX века отдельные дальновидные знатоки начали коллекционировать костюмы, не давая погибнуть бесценной памяти, однако в то время подобные хобби редко приносили доход. Например, актриса Дебби Рейнольдс, сумела собрать уникальную коллекцию, в которую входили великолепный наряд Одри Хепборн из фильма «Моя прекрасная леди» и роскошные туалеты Элизабет Тейлор из «Клеопатры». Вот как она рассказывала о распродаже, устроенной в конце 60-х известной студией «MGM»: «Это была невероятная новость для меня. MGM всегда была так строга к своим костюмам, нам (актрисам) даже не разрешалось одалживать их на вечеринку. Теперь они планировали продать всё... Я не спала три недели и ходила туда каждый день, покупая всё, что могла.» Причиной такого необычного решения руководства киностудии был спад производства. Дела у «MGM» в то время были настолько плохи, что продажей костюмов по дешевке они пытались хоть как-то поправить положение. Дебби Рейнольдс заслужила авторитет как коллекционер и знаток кино-костюмов, однако свою мечту – музей истории костюма Голливуда она так и не осуществила. Незадолго до смерти актриса вынуждена была распродать свое уникальное собрание, и теперь оно разошлось по частным коллекциям.
У нас ситуация на киностудиях порой складывалась не лучше. По воспоминаниям художников по костюмам, на Ленфильме дело с реквизитом обстояло не так плохо, там многое бережно хранилось, рассортированное по эпохам, а вот про «Мосфильм» в советские времена сами актеры рассказывали грустные истории. Так, например, Людмила Гурченко после поездки по голливудским киностудиям с горечью проводила сравнения:
«А вот и Голливуд. Вот часть улицы тридцатых годов вместе с машинами того времени. Вот часть ковбойской деревни. Вот часть джунглей, где, наверное, снимали всех “Тарзанов” разных лет. Все сохранено, все с учетом, все экономно. Чуть передвинуть дома, другие вывести, реклама, и — пожалуйста! Не надо ехать на край света в экспедицию.
Параллельно мысленно иду по “Мосфильму”. Лучшие декорации уничтожались, списывались. Раритетные автомобили вновь и вновь разыскивались по частным лицам. Самые интересные костюмы вспарывались, перешивались, истлевали. А как мне интересно было увидеть костюмы из “Ивана Грозного” Сергея Эйзенштейна. Костюмы из “Войны и мира” Сергея Бондарчука. Да мои костюмы из “Идеального мужа” хотя бы. Художник по костюму Ганна Ганевская создала уникальные вещи. Где они? Как я однажды расстроилась, когда увидела в массовке девушку в моем платье. Я в нем пела “Песенку про пять минут”. Оно облезло, увяло, потеряло свои блесточки. Нет, не надо об этом думать…» (Людмила Гурченко «Люся, стоп!»)
После 90-х годов почти полностью были распроданы фонды костюмов киностудии им. Горького, а ведь когда-то они занимали отдельный корпус в четыре этажа, на которых хранилось все по темам: сказочный костюм отдельно от исторического, военный — от современного. Ещё одно соседнее здание было отведено для хранения обуви и военной формы. К счастью, многое удалось спасти. Сегодня, если вы хотите посмотреть на костюмы из любимых советских фильмов, то Государственный центральный музей кино и Музей Мосфильма может вам помочь: здесь, например, хранятся раритеты из «Ивана Грозного» Эйзенштейна и «Героя нашего времени» 1966 года, можно увидеть костюмы из «Сказки о царе Салтане», «Золушки», «Соляриса», «Андрея Рублева», «Сталкера» и других любимых картин.