Лариса Удовиченко родилась в 1955 г. в Австрии – ее отец, Иван Удовиченко, украинец по национальности, служил в Вене военным врачом. После окончания его срока службы семья переехала в Украину. Детство и юность Ларисы прошли в Одессе, и одесситкой она считает себя до сих пор. Желание стать актрисой девочка унаследовала от матери – ей пришлось бросить учебу в театральном вузе из-за начавшейся войны, а после ее окончания она не смогла продолжить учебу из-за постоянных командировок мужа и в дочери реализовала свои несбывшиеся мечты. Лариса занималась в студии актера при Одесской киностудии, и там она еще в 15-летнем возрасте обратила на себя внимание режиссера Александра Павловского. Благодаря ему состоялся ее актерский дебют в фильме «Счастливый Кукушкин».
К моменту окончания школы Лариса Удовиченко снялась уже в 3-х фильмах, и вопроса о выборе дальнейшего пути уже не возникало. Она поехала в столицу и подала документы во все театральные вузы. Ее приняли во ВГИК на курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. В студенческие годы Удовиченко продолжала сниматься. Первую серьезную роль она сыграла в фильме своих педагогов «Дочки-матери», а всенародная популярность пришла к ней через несколько лет после окончания вуза, когда на экраны вышел фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Изначально в этом фильме Удовиченко проходила пробы на роль милиционера Синичкиной, но она сама отказалась от этого образа – героиня показалась ей слишком пресной. Профессиональное чутье актрису не подвело – роль Маньки-Облигации стала ее визитной карточкой. Она не раз рассказывала о том, что знаменитая фраза «Облигация или аблигация?» вырвалась у нее нечаянно – она действительно не знала, как правильно написать слово, и режиссер решил оставить это в фильме. В этой роли Удовиченко была так убедительна, что после премьеры фильма у нее появилась целая армия поклонников среди заключенных, которые слали ей письма со словами: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» Один из них действительно после освобождения приехал к актрисе домой, и ей даже пришлось обратиться в милицию.
После этого были десятки ролей, полюбившихся зрителям, среди которых самыми успешными стали работы в фильмах «Самая обаятельная и привлекательная» и «Зимняя вишня». Лучше всего Удовиченко удавались комедийные роли и образы обаятельных авантюристок и кокеток. В каждой работе актриса была невероятно органичной. Создавалось впечатление, что она не играет, а просто живет в кадре, о чем сама она говорила: «Я всегда играю саму себя, но в тех обстоятельствах, которые мне предлагают».
Ее профессиональная судьба сложилась очень успешно – она могла себе позволить самостоятельно выбирать сценарии и режиссеров, с которыми ей хотелось работать. Но при этом нередко соглашалась на заведомо слабые работы, что сама объясняла так: «Однажды Никита Михалков спросил у меня, почему снимаюсь в каких-то гадких серых фильмах. Я ответила: «Если бы я в них не снималась, вы бы меня не знали». Он замолчал и сказал: «Да, может быть, ты права». Можно постараться сделать в плохом фильме хорошую роль, чтобы она запомнилась. В этом проявляется и моя профессиональная независимость».
С годами Удовиченко стала более избирательной. «Роли принимаю, когда приходят хорошие режиссеры с интересным материалом. Если мне неинтересно, я даже не рассматриваю. Но скажу честно, сегодня мое самое большое наслаждение – это не работать. Я сама выбираю, где сниматься, и очень этому рада. Кроме этого, у меня есть спектакли в театре, и я получаю удовольствие от работы и от общения с жизнью», – говорит актриса.
К сожалению, ее личная жизнь сложилась не так счастливо, как творческая биография. Актриса несколько раз была замужем, но ни один из браков не считает удачным. Она говорит, что всегда выбирала «неправильных мужчин». О своем первом замужестве Удовиченко вообще предпочла бы забыть – она вышла замуж по расчету и не гордилась этим поступком. Это был фиктивный брак с москвичом ради столичной прописки. Об этом замужестве сама она никогда не упоминает, и первым браком в биографических статьях обычно называют ее семейный союз с режиссером Андреем Эшпаем. Они расстались из-за чрезмерной ревности мужа.
Следующим избранником актрисы стал предприниматель Геннадий Болгарин, в браке с которым у Ларисы родилась дочь Маша. Ради Удовиченко он оставил свою жену и 13-летнего сына. Спустя 20 лет и этот брак распался – Геннадий был игроманом и проиграл в казино огромную сумму, которую взял в долг. Актриса до сих пор не хочет вспоминать о том, как разбиралась с кредиторами, и даже слышать не хочет имени бывшего мужа. Больше замужем она не была. Сегодня Лариса Удовиченко на вопрос о том, счастлива ли она, отвечает: «В профессии – да, в жизни – нет. Слава Богу, профессия компенсирует».
Несмотря на свою невероятную популярность, сегодня актриса ведет довольно замкнутый и непубличный образ жизни, из-за чего ее называют самой большой затворницей среди артистов. Лариса Удовиченко признается: «Когда я дома, отключаю телефон. Меня все ругают, что не могут дозвониться. А у меня два телефона: один для всех, другой – для своих. Я не отвечаю на звонки с номеров, которые не определяются, и общаюсь с внешним миром только через автоответчик».
Актриса никогда не скрывала свой возраст и не переживала по этому поводу: «А вообще я ощущаю себя на свой возраст и не хочу скрывать, что вышла на пенсию. Да и что мне скрывать? Многие вместе со мной росли, рождались и становились взрослыми. Главное, что я стараюсь хорошо выглядеть, себя не распускать. Мне приятно слышать, когда говорят: «Ой, как хорошо вы выглядите, несмотря на возраст». Остается только пожелать ей оставаться такой же обаятельной, женственной и энергичной и радовать зрителей новыми ролями!