Леон Баттиста Альберти: как великий мастер Ренессанса добился признания при жизни и какое наследие он оставил потомкам
804
просмотров
Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti; родился в 1404 году — умер 25 апреля 1472 года) — великий итальянский гений наук и искусства XV века, основоположник новой европейской архитектуры. В истории мировой культуры Леон Баттиста Альберти навсегда останется выдающимся художником, гуманистом и эрудитом эпохи Возрождения. Его биография является ярким образцом служения человечеству, а творчество — неисчерпаемым источником вдохновения для потомков.
Леон Баттиста Альберти. Гравюра «Портрет Леона Баттисты Альберти», XVIII век

Леон Батиста Альберти обладал обширными познаниями в различных сферах интеллектуальной деятельности. Он внес огромный вклад в развитие:

  • философии;
  • лингвистики;
  • теории архитектуры, музыки и живописи;
  • поэзии;
  • драматургии;
  • математики;
  • криптографии.
Леон Баттиста Альберти. Неизвестный голландский художник. Картина «Портрет Леона Баттисты Альберти», начало XVII века

Биография Леона Баттиста Альберти

Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 14 февраля 1404 года в семье богатого флорентийца, изгнанного из-за политических разногласий из родного города еще в 1388 году. Отец Леона был не только влиятельным банкиром и купцом, но и человеком прогрессивных взглядов. Он приложил немало усилий, чтобы дать сыну достойное образование.

Леон Баттиста Альберти. Предполагаемый автопортрет мастера на мемориальной доске, XV век

До 24 лет будущий ученый и художник обучался разным наукам: сначала в начальной школе в Венеции, затем у гуманиста Гаспарино Барзиццы (Gasparino Barzizza) в Падуе и, наконец, в Болонском университете, где в 1428 году получил диплом об юридическом образовании.

Леон Баттиста Альберти. Фронтспис книги De re aedificatoria, конец XV века

Еще будучи студентом, Альберти проявил недюжинные способности к литературе. В 20-летнем возрасте он написал автобиографическую комедию на латыни, затем — мифологический роман и целую серию философских диалогов.

Леон Баттиста Альберти. Апсида приходской церкви Сан-Мартино в Гангаланди, 1472-1478

Но сфера интересов молодого человека не ограничивалась исключительно поэзией. Одновременно он занимался серьезными математическими и астрономическими исследованиями, а также подружился со многими известными интеллектуалами, в том числе:

  • Па́оло даль По́ццо Тоскане́лли (Paolo dal Pozzo Toscanelli);
  • Томмазо Парентучелли (Tommaso Parentucelli) — будущим папой римским Николаем V;
  • Никколо Кузано (Niccolò Cusano).
Леон Баттиста Альберти. Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1456-1470

В 1432 году Альберти поступил на службу в канцелярию папы римского Евгения IV на должность апостольского аббревиатора, где его главной обязанностью было составление торжественных официальных документов для понтифика. Помимо основной работы, Леон нередко выполнял дополнительные поручения папы, в связи с чем постоянно посещал различные города Италии.

Леон Баттиста Альберти. Интерьер храма Гроба Господня во Флоренции, 1457-1467

В рамках этой статьи невозможно подробно описать все сферы деятельности Леона Баттисты Альберти. Несмотря на серьезную занятость на папской службе, гений Возрождения удивительным образом находил время:

  • для написания научных трактатов по теории живописи, скульптуры и философии;
  • для разработки уникальных архитектурных проектов и строительства зданий в разных уголках Италии;
  • для составления географических и астрономических карт;
  • для изучения криптографии и создания уникальных шифров;
  • для игры на органе и других музыкальных инструментах;
  • для создания иллюстраций для книг.
Леон Баттиста Альберти. Колокольня Феррарского собора, 1451-1493

И все же, в истории мирового искусства Альберти, в первую очередь, навсегда останется великим зодчим. Ему было суждено наряду с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) стать основоположником великолепной архитектуры Высокого Возрождения.

Леон Баттиста Альберти. Палаццо Руччелаи во Флоренции, 1446-1451

Примерно с 1450 года эта сфера деятельности отнимала большую часть времени Леона Баттисты. Его заказчиками были самые влиятельные и богатые люди Италии, а созданные мастером шедевры до сих пор украшают улицы и площади многих итальянских городов.

Леон Баттиста Альберти. Церковь Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1444-1455

Но в отличие от большинства своих коллег, Альберти из-за огромной занятости, не мог в полной мере руководить архитектурными работами. Он лишь разрабатывал оригинальные проекты и осуществлял общее руководство, а строительством занимались уже другие люди. Поэтому многие из архитектурных шедевров мастера были завершены после его смерти помощниками.

Леон Баттиста Альберти. Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе, 1460-1529

Леон Баттиста Альберти никогда не был женат и не познал радость отцовства. Он в молодости был посвящен в духовный сан и не имел права сочетаться законным браком ни с одной женщиной. По свидетельству современников великий зодчий был открытым и вежливым человеком, любил животных и вел здоровый образ жизни.

Леон Баттиста Альберти. Базилика Сант-Андреа в Мантуе, 1472-1732

В 1462 году 58-летний мэтр науки и искусства уволился со службы в папской курии и поселился в Риме, периодически выезжая в другие города Италии для решения архитектурных задач. Спустя 10 лет, 25 апреля 1472 года Леон Баттиста Альберти умер в Риме. К сожалению, его могила не сохранилась до наших дней, зато остались многочисленные архитектурные, литературные, философские и прочие шедевры гения.

Леон Баттиста Альберти. Церковь Темпио Малатестиано в Римини, 1447-1503

Самые известные работы Леона Баттиста Альберти

К числу важнейших творений великого гуманиста Возрождения можно по праву отнести многие научные трактаты и литературные произведения. Но все же, в нашей статье, отдавая дань заслугам мастера в сфере изобразительного искусства, следует отметить самые известные архитектурные работы Леона Баттисты Альберти:

  • Палаццо Ручеллаи (1446-1451) — один из наиболее известных образцов светской архитектуры эпохи Ренессанса с рустированными стенами и уникальными пилястрами. Стиль этого здания стал отправной точкой для строительства дворцов итальянской знати времен Возрождения.
  • Церковь Сантиссима-Аннунциата (1444-1455) — сложная архитектурная композиция с отчетливо заметными античными и византийскими мотивами зодчества.
  • Базилика Санта-Мария-Новелла (1456-1470) — главный доминиканский храм Флоренции, построенный с использованием элементов готического и ренессансного зодчества.
  • Темпио Малатестиано в Римини (1447-1503) — построенная в новаторском стиле усыпальница влиятельной местной семьи Малатеста.
  • Базилика Сант-Андреа в Мантуе (1472-1732) — уникальное здание, строительство которого началось в год смерти Альберти, а завершилось лишь спустя 260 лет. При разработке проекта храма зодчий использовал многие мотивы древнеримских построек.
Леон Баттиста Альберти. Статуя Леона Баттисты Альберти на площади дель Уффици во Флоренции, XVIII век

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится