Жизнь Леонардо да Винчи (La vita di Leonardo da Vinci, Италия – Испания, 1971)
Пятисерийный телевизионный фильм, основанный на биографии художника, в 1973 году получил американскую телепремию «Золотой Глобус». «Жизнь Леонардо да Винчи» — нечто среднее между костюмированной исторической драмой и документальным кино. С одной стороны, это масштабная постановка, в которой скрупулезно воссозданы детали эпохи: быт, наряды, обычаи и самым тщательным образом оживлены персонажи картин да Винчи. А с другой — повествование ведется от имени современного персонажа в строгом костюме, который комментирует происходящее в кадре. Его присутствие можно оправдать тем, что рассказчик отмечает, какие из изображаемых событий — документально подтвержденные факты, а какие — легенды или домыслы.
«История вечной любви» (Ever After: A Cinderella Story, США, 1998)
Одно из самых оригинальных появлений Леонардо да Винчи — в фильме Энди Теннанта («Анна и король», «Правила съема: Метод Хитча»). Режиссер снял очень своеобразную интерпретацию классической истории о Золушке, в которой от всем известной сказки осталась лишь канва и ключевые персонажи. Так, вместо феи в трудные моменты к Золушке (ее играет Дрю Бэрримор) на помощь приходит сам Леонардо да Винчи. События происходят во Франции в эпоху Возрождения.
Персонаж да Винчи впервые появляется в фильме, когда художник встречает принца Генриха на дороге после ограбления цыганами. Он умоляет принца помочь спасти от разбойников свое главное сокровище: картину «Мона Лиза». Тот отзывается на просьбу, но после спасения картины удивляется, что его силы были потрачены на такую ординарную работу. Леонардо парирует, что женщина — это всегда вопрос жизни и смерти.
Позже принц признает в да Винчи ученого и изобретателя и даже устраивает бал в его честь. Они вместе испытывают изобретения Леонардо, такие как обувь для прогулок по воде (неудачно). Художник изображен в фильме отзывчивым и благородным: он не выдает секрет главной героини Даниэль, когда по ее туфлям догадывается, что она крестьянка, а вовсе не барышня благородных кровей, за кого себя выдает. А в качестве свадебного подарка в конце фильма художник преподносит Даниэль ее портрет, очень похожий на реальный рисунок авторства да Винчи.
Код да Винчи (The Da Vinci Code, США, 2006)
И хотя в сам художник не появляется ни в фильме, ни в романе Дэна Брауна, по которому он был снят, без упоминания этой ленты обзор был бы неполным. Произведения да Винчи играют не последнюю роль в истории, не зря ведь его фамилия значится в заголовке. Завязка происходит в Лувре: здесь найдено тело куратора Жака Соньера. Профессор Роберт Лэнгтон, специалист по религиозной символике, прибывает на место преступления, чтобы разобраться во множестве зашифрованных подсказок, оставленных усопшим.
Во-первых, его тело было расположено в той же позе, какой изображен мужчина на рисунке да Винчи, известном как «Витрувианский человек». Во-вторых, одну из подсказок погибший оставил непосредственно на картине «Мона Лиза». А еще одну подсказку к главной тайне, которую предстоит раскрыть профессору Лэнгдону, оставил сам да Винчи много веков назад на своей фреске «Тайная вечеря».
Можно много дискутировать о художественной и интеллектуальной ценности романа и фильма, но факт остается фактом: им удалось создать очередную волну интереса к личности художника и его ключевым работам. Картины да Винчи никогда не знали недостатка в приписываемым им тайнам, скрытым смыслам и двойным подтекстам, а благодаря Дэну Брауну для некоторых поклонников теорий заговора эти гипотезы обрели практически документальную достоверность.
Из-за скандальных «открытий» «Кода да Винчи», подрывающих христианские догматы, церковные власти запретили проводить съемки фильма в Вестминстерском аббатстве. Министерство культуры Франции допустило съемочную группу на территорию Лувра, но роль «Джоконды» сыграла копия картины. Оригинал использовать запретили из-за того, что специальное кино-освещение могло навредить красочному слою.
Демоны да Винчи (Da Vinci's Demons, США – Великобритания, 2013 – 2015)
Такого Леонардо да Винчи вы еще не видели: мускулистый дерзкий брюнет с пронзительным взглядом в исполнении британского актера Тома Райли, больше напоминающий супергероя комиксов. Что, впрочем, немудрено: создатель сериала Дэвид Гойер — режиссер и сценарист трилогии о Блейде (охотнике за вампирами), в качестве сценариста также работал над фильмами о Бэтмене «Начало» и «Темный рыцарь», последним «Терминатором» и многими другими.
По сюжету 25-летний Леонардо устраивается служить к правителю Флоренции Лоренцо Медичи придворным художником и инженером. Он увлекается Лукрецией, любовницей своего патрона, а та, как выясняется, шпионит в пользу Папы Римского. Помимо любовной и дипломатической интриги в ход идут мистические загадки: да Винчи идет по следу таинственного культа «Сыновья Митры», ведь с ним была связана пропавшая мать художника.
Среди прочих исторических персонажей в сериале появляется трансильванский граф Влад Цепеш, более известный как Дракула. Сериал «Демоны да Винчи» должен был повторить успех «Игр престолов», ведь создатели писали его по такой же формуле: любовь, кровь, придворные интриги и прочие развлечения для взрослых. Несмотря на несерьезное обращение с историческим прототипом главного героя и фривольную трактовку истории, сериал собрал неожиданно хорошие отзывы критиков во всем мире. Но рейтинги у простых телезрителей оказались существенно ниже и его закрыли после всего трех сезонов.
Леонардо: Неизведанные миры (Io, Leonardo, Италия, 2019)
Новейший биографический фильм об итальянском художнике снят к 500-летию со дня его смерти. Рассчитанный на показ в кинотеатрах, он создан в сверхвысоком разрешении 4К со множеством спецэффектов, при помощи которых оживляли картины да Винчи. В главной роли снялся итальянский актер Лука Арджентеро, и надо признать, Леонардо у него получился достаточно эффектный: практически настоящий средневековый мачо.
Режиссер фильма Хесус Гарсес Ламберт в 2017 году снял еще один биографический фильм об итальянском художнике — «Караваджо: душа и кровь». Над исторической достоверностью кино «Леонардо: Неизведанные миры» работал миланский историк Пьетро Ч. Марани, один из ведущих специалистов по творчеству да Винчи.