Петр Репнин очень органично выглядел в комедийном амплуа, в образе бесхарактерного мужа-подкаблучника, а за кадром он был очень далек от этого образа, а свою самую важную главную роль – отца-одиночки – сыграл не в кино, а в реальной жизни...
Петр Репнин родился в 1894 г. в Петербурге в семье известного фотографа. С самого детства его главным увлечением были школьные спектакли, где он был и актером, и декоратором, и даже портным. Параллельно с учебой Петр занимался в художественной школе и осваивал фотоискусство. А любимым развлечением Репнина было посещение «Синематографа» и «Иллюзиона». Еще тогда он загорелся мечтой стать актером, но в эту профессию он пришел не сразу. Его отец рано ушел из жизни, и мальчику пришлось помогать матери в заботах о большой семье, потерявшей кормильца. Окончив Реальное училище А. Черняева, он устроился на работу в контору Сормовских заводов, но оставался там недолго.
С 20 лет Петр Репнин участвовал в любительской антрепризе, а еще через год стал актером Петроградского театра миниатюр. После революции он переехал в Москву и поступил на курсы мастеров сценической постановки под руководством В. Мейерхольда, который вскоре доверил своему ученику, ставшему его правой рукой, должность режиссера в Театре революции.
В 30 лет Репнин начал сниматься в кино, и это так его увлекло, что он на несколько лет оставил театральную сцену. Его первые киноработы были малозаметными, но уже через несколько лет он начал получать яркие роли. Главных среди них практически не было, ведь за ним сразу же закрепилось амплуа комедийного актера, мастера эксцентрики, которого сложно было представить в образах положительных героев.
Актерскую судьбу Петра Репнина вряд ли можно назвать очень удачной. Он много снимался, но при этом чаще всего получал эпизодические роли, и его имя широкой публике не было известно. Громкая слава пришла к нему только в 45 лет, когда актер сыграл незадачливого мужа Лели, героини Фаины Раневской, в фильме «Подкидыш». Оба актера не были рады той популярности, которая обрушилась на них после выхода этого фильма, – с тех пор и Раневской, и Репнину на улицах вслед кричали и взрослые, и дети: «Муля, не нервируй меня!», и оба они возненавидели эту фразу.
Он остался равнодушен к своей популярности еще и потому, что как раз в этот период произошло событие, которое заставило его пересмотреть жизненные ценности и навсегда сделать выбор не в пользу профессии. В 44 года Петр Репнин впервые стал отцом. Актер, в отличие от своего экранного персонажа, не был подкаблучником и не позволял собой помыкать. К женщинам он относился с недоверием, в особенности к своим коллегам – он считал их пустышками. В ранней молодости Петр предпринял попытку создать семью с женщиной, далекой от мира искусства, но она не смогла смириться с тем, что он часто пропадал на съемках и репетициях. С тех пор Репнин предпочитал свободные, ни к чему не обязывающие отношения. Однако рождение дочери перевернуло его взгляды на мир.
Мать девочки ушла из жизни, когда Оле было всего 4 месяца, и все заботы о дочери взял на себя отец. Его сестра хотела взять ее на воспитание, сомневаясь в том, что мужчина справиться с такими тяжелыми обязанностями, но Петр и слышать об этом не хотел. Он заявил ей: «Ни за что! Вы, женщины, – глупые, вы не воспитаете моего ребенка как надо, а только испортите его!» Когда ему нужно было отлучаться на съемки или в театр, за девочкой присматривала няня.
С тех пор все его помыслы сконцентрировались на дочери. Он часто гулял с ней, но никогда не водил в кино. И Оля всегда очень удивлялась, когда на улице за ними бежали толпы мальчишек и называли ее отца странным именем Муля. Она даже начала бояться появляться с ним на людях, из-за чего актер очень переживал. Поэтому ни внезапная слава, ни узнаваемость, ни успех в профессии его совсем не радовали.
Во время войны Петр Репнин был артистом фронтовой концертной бригады, изредка снимался в кино. После войны его приняли в штат Театра-студии киноактера, но так случилось, что он вдруг оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Ролей предлагали все меньше, а сыгранные эпизоды были такими крохотными, что его имя даже часто не упоминали в титрах. Одной из последних его заметных работ стал главврач психиатрической больницы в «Кавказской пленнице». Хотя роль была небольшая, образ получился очень ярким. Наверное, все зрители помнят эпизод, в котором Шурика привозят в больницу, и он заявляет главврачу: «Я вам вот что скажу: Саахов и украл эту невесту». А тот ему на это отвечает: «Точно, украл. И в землю закопал, и надпись написал».
Хотя всю свою жизнь Петр Репнин посвятил театру и кино, никаких почетных званий он не получил и всю жизнь прожил в коммунальной квартире. Коллеги не раз советовали ему написать письмо Брежневу, который очень любил «кино про Мулю». Актер решился на этот шаг, только когда его попросила об этом повзрослевшая дочь. Брежнев действительно выделил ему ордер на квартиру, но местное начальство вместо двухкомнатной дало Репнину однокомнатную. Но он и этому был рад и не стал устраивать разбирательств.
Однако в новой квартире он вскоре остался один – дочь вышла замуж и переехала к мужу. Ее привязанность к отцу была взаимной и очень сильной, она хотела забрать его к себе, но Репнин наотрез отказался, побоявшись мешать ее семейной жизни. Ольга пошла по стопам отца, хотя и не стала актрисой. Она освоила профессию монтажера, всю жизнь проработала на телевидении и стояла у истоков творческого объединения «Экран». А Петр Репнин так и не дождался признания своих профессиональных заслуг. На улицах и в общественном транспорте ему часто задавали вопросы: «А вы случайно не артист? Где-то мы вас видели». Вот только никто не мог вспомнить, где именно, а его имени не знали даже на пике популярности. Так, в одиночестве и безвестности, в 1970 г. 75-летний актер и ушел из жизни. Его нет среди живых уже 50 лет, но его лучшие фильмы не теряют популярности и у современных зрителей. И пусть это были небольшие эпизоды, но их достаточно для того, чтобы судить о масштабе актерского таланта!
А вот юная партнерша по съемкам Петра Репнина не стала связывать свою жизнь с актерской профессией: Как сложилась судьба девочки, сыгравшей главную роль в фильме «Подкидыш».