В свою очередь, испанский импрессионизм, взращенный в равной мере культурой этой страны и ее людьми, представляет собой совершенно особое явление. Любое имя, связанное с этим направлением, несет в себе отдельную гамму чувств, принадлежащую лишь этому художнику. Одним из даровитых представителей течения в Испании был Луис Хименес Аранда (Luis Jiménez Aranda, 1845–1928).
Луиса иногда путают с его старшим братом Хосе. Действительно, с самого раннего возраста он, мечтая походить на старшего брата, копировал Хосе во многом. И хотя тот считался одним из наиболее значимых художников Севильи, Луис был твердо намерен ни в чем не уступать. Характер братьев различался весьма значительно, а потому, пока более темпераментный Хосе отдавал предпочтение полотнам на историческую и батальную тематику, его младшему брату доставляло большее удовольствие следить за повседневным течением жизни. Именно эти наблюдения впоследствии вдохновляли его.
Но без влияния старшего брата все же не обошлось. Вопрос о будущем роде занятий не стоял – Луис желал освоить мастерство живописца и поступил в Академию изящных искусств Севильи, попав под руководство Мануэля Кабраля. Одной из первых работ юного творца стало полотно «Христофор Колумб предлагает Фердинанду и Изабелле Католическим отправить его в путешествие для открытия Нового Света». Картина нашла отклик у его преподавателей и была отправлена на мадридскую национальную выставку 1864-го года.
Так младший Хименес стал впервые известен публике и получил весьма ободряющие отзывы.
Успех закрепился, когда после окончания учебы Хименес был весьма благосклонно принят в Мадриде. Его работы демонстрировались на местных выставках, сам художник занимался тем, что изучал образцы классического искусства в музее Прадо. И постепенно утверждался в мысли – не то! Он пишет совершенно не то, чего ему хотелось бы, и не так. И, несмотря на явный успех его предыдущих картин, Хименес отбывает в Италию, дабы продолжать свое обучение.
Стоит отметить, что в то время такие путешествия были отнюдь не редкостью для испанской творческой молодежи, которая, в отличие от тех же итальянцев, была легкой на подъем. В Риме, куда Хименес прибыл в возрасте 22, он вскоре оказался в окружении своих соотечественников-живописцев. Вместе с ним в Италию приехали Франсиско Перальта-дель-Кампо и Хосе Вильегас. В Риме Хименесу было суждено остаться на целых девять лет. Местная природа и нравы вдохновляли его, и вскоре юноша уже писал портреты и делал бытовые зарисовки, беря за основу окружающие сады и улочки.
Испанская коммуна в Риме была весьма обширной, новые знакомства не заставили себя ждать, и вскоре Хименес сдружился с Мариано Фортуни, живописцем, к тому моменту уже сделавшем себе имя. Именно он оказал большое влияние на взгляды Хименеса, подтолкнув его к развитию собственного стиля. Поначалу, когда влияние старины было весьма ощутимым, запечатленные им сценки характеризовались обилием весьма тщательно проработанных деталей. Ранние работы Хименеса порой по характеру и настроению весьма напоминали творчество Франсиско Гойи.
Были и другие картины, где с поразительной точностью и выразительностью были запечатлены незначительные события из повседневной жизни. Никакой наигранности в позах и вычурности в одежде, темный фон, более характерный для испанской живописи, сменился хорошо освещенными комнатами, а иногда свет и вовсе падает на модель сзади. Талант Хименеса схватывать подвижные, изменчивые выражения лиц героев и фиксировать их естественные позы расцвел в полной мере.
Одна из самых выразительных фигур в его живописи того периода – девушка с полотна «Колыбель».
Пространство богато убранной комнаты тонет в полумраке, на фоне которого ярко выделяется белое кружево полога и фигура юной красавицы, чья рука еще машинально покачивает ребенка. Невероятно точно изображено лицо, на котором читается усталость от очередной бессонной ночи, глубокая задумчивость, почти перешедшая в дрему. И перед этой неловкой и такой естественной позой отступает даже тщательно выписанное окружающее пространство, так полно передана атмосфера.
Вслед за признанием критиков пришел и коммерческий успех. Причем такой, что в 1874-м году Хименес приезжает в Париж, чтобы договориться о продаже своих картин. А в 1876-м переезжает в столицу Франции, имея достаточно средств, чтобы основать там собственную студию. В скором времени в ней собирается столь же веселое общество испанских живописцев, что и в Риме. Хименес представляет свои работы в Парижском Салоне, что только упрочивает его звание мастера.
Веяния моды подталкивают его осваивать новые сюжеты, и вскоре Хименес всерьез увлекается натуралистической манерой, стараясь достичь максимальной естественности и используя визуальные эффекты. Героинями его полотен этих лет становятся крестьянки и прачки, запечатленные на фоне сельских пасторальных пейзажей.
Наиболее продуктивным периодом для художника станут 1880-е. годы. Возвращение к более привычной манере письма происходит, когда Хименес пишет серию женских портретов на фоне Эйфелевой башни. Они потом станут едва ли не самыми популярными в его творчестве.
Воздушная легкость текстур и цвета никогда не была чужда Хименесу, а потому знакомство с представителями импрессионизма воодушевило его. Вместе с соотечественниками он всерьез занялся проблемой живописи света, хотя и до этого в творчестве Хименеса были похожие приемы и композиции.
Странно, что целая плеяда испанских художников, сумевших тонко прочувствовать дух времени и уловить его потребность в прекрасном, до сих пор остается в тени. Луис Хименес Аранда был одним из них. Он сумел передать на холсте полные вдохновения моменты жизни, а прозрачные и чистые тона его живописи достойно запечатлели прекрасную, таинственную Испанию и ее самобытную красоту.