Режиссёры, как правило, используют магические элементы, чтобы показать переживания и эмоции персонажей, трудно поддающиеся словесному описанию. Порой они проделывают это настолько искусно, что грань между фантазией и действительностью ускользает от зрителей.
Предлагаем вам список фильмов, в которых прекрасно соединились магия и реальность.
Уже не дети / Electrick Children (2012, Ребекка Томас)
В представлениях невинной Рейчел (Джулия Гарнер) всё кажется возможным. 15-летняя девочка, воспитанная в общине мормонов-фундаменталистов, верит, что забеременела от прослушивания музыки на «порочной» кассете. Она отправляется на поиски рок-певца, который, по убеждению героини, причастен к её непорочному зачатию. Интрига этой очаровательной истории сохраняется до самого финала.
Будущее / The Future (2011, Миранда Джулай)
Истрия, снятая Мирандой Джулай (она же автор сценария и исполнительница главной роли) пронзительна и трогательна. Софи живёт со своим бойфрендом, обоим за тридцать, оба живут бесцельно, проводя свободное время в соцсетях. Они понимают, что многое так и осталось недостигнутым, и в попытке заполнить пустоту берут на себя огромную ответственность – заводят питомца. Теперь магическую составляющую фильма возьмёт на себя говорящий кот с травмированной лапой.
Маленькая принцесса / A Little Princess (1995, Альфонсо Куарон)
Фильм основан на одноимённой книге Фрэнсис Бёрнетт и рекомендован зрителям всех возрастов. Это история о девочке Саре, отца которой призывают на военную службу, а её отправляют в интернат под руководством деспотичной мисс Минчин. Сара росла в Индии с любящим родителем, как маленькая принцесса. Очутившись в новой реальности, она рассказывает другим девочкам удивительные истории и сразу навлекает на себя недовольство директрисы. Этот чудесный добрый фильм подчёркивает важность рассказывания детям сказок. Как всегда напоминал Саре отец: «в магию нужно верить».
Возврат / Cashback (2006, Шон Эллис)
«Возврат» – один из самых уникальный фильмов в этом списке. В нём рассказывается о художнике по имени Бен, пытающемся забыть свою бывшую подругу и наладить дальнейшую жизнь. После разрыва отношений у него развивается бессонница и по ночам Бен работает в супермаркете. Тут у него открывается способность останавливать время, посетители супермаркета замирают, а Бен, очарованный женскими формами, может изучать их фигуры.
Фильм довольно меланхоличный, он приоткрывает потаённые секреты и желания главного героя. Комичную составляющую в основном обеспечивают второстепенные персонажи, включая лучшего друга Бена и его коллег.
Возлюбленные / The One I Love (2014, Чарли МакДауэлл)
Итан и Софи пытаются справиться с проблемами, вернуть взаимное доверие и возродить свой брак. Семейный консультант отправляет их на отдых, заверяя, что такая поездка помогла всем парам, которые побывали в этом месте. Но то, с чем они сталкиваются в гостевом доме, сбивает с толку. Реальность смешивается с элементами научной фантастики, выливаясь то в забавное, то в тревожное повествование о развитии отношений, личности и нелёгком познании самого себя.
Наука сна / La science des rêves (2006, Мишель Гондри)
Сценарист и режиссёр Мишель Гондри известен использованием магического реализма в «Вечном сиянии чистого разума». Размытие границ между сном и действительностью мы наблюдаем и в менее известном фильме этого режиссёра – «Наука сна».
У художника и дизайнера Стефана есть проблемы с различием мира снов и фантазий с реальностью. Кажется, никто не понимает молодого человека, но он встречает девушку Стефани, такую же творческую натуру, способную принять его чудной мир.
Скотт Пилигрим против всего мира / Scott Pilgrim vs. the World (2010, Эдгар Райт)
Если в других картинах элементы магического реализма расплывчаты и не сразу различимы, то в этом фильме мы тут же погружаемся в яркий и динамичный мир поколения Nintendo.
Это задорное зрелище о молодом бездельнике по имени Скотт, который встречает загадочную ярко-рыжую Рамону и понимает, что она – девушка его мечты. Но между ними встают семеро её бывших парней, с которыми ему предстоит сразиться. А парни подобрались весьма злые.
Полночь в Париже / Midnight in Paris (2011, Вуди Аллен)
Вуди Аллен, снявший этот кассовый хит, использовал элементы фантастики, чтобы помочь зрителям лучше понять своих персонажей. Главный герой этой комедийной мелодрамы – Гил Пендер, писатель, который отправляется со своей возлюбленной в Париж и неожиданно переносится в 1920-е годы. «Город огней» предстаёт романтичным местом, купающимся в богатых тёплых тонах. Съёмка велась на 35 мм плёнку Kodak, затем материал прошёл цифровую обработку с использованием технологии Digital Intermediate. Фильм просто шикарный.
Джефф, живущий дома / Jeff, Who Lives at Home (2011, Джей Дюпласс и Марк Дюпласс)
Братья Дюпласс искусно обнаруживают красоту, веселье и грусть в самых обыденных ситуациях. Они-то и сняли один из тех фильмов, в которых магический реализм настолько тонок, что его трудно распознать.
Джефф совсем не похож на своего брата. Он живёт в подвале дома матери, ожидая от жизни особого знака. Не станем раскрывать заранее, к чему же подтолкнут его знаки Вселенной, и обретёт ли эта семья счастье, но героев точно ждут ответы, которых они так искали, хотя и не там, где они ожидали.
Амели / Amélie (2001, Жан-Пьер Жёне)
Фильм Жан-Пьера Жёне о чудаковатой французской девушке по имени Амели (Одри Тоту). В детстве у неё ошибочно диагностировали проблемы с сердцем, поэтому родители растили Амели в изоляции от других детей. Одиночество и любопытство привело к тому, что героиня нафантазировала свой собственный мир. При этом она умудряется изменять жизнь разных людей, дарит им счастье и раскрашивает окружающую действительность яркими красками.
Плезантвиль / Pleasantville (1998, Гэри Росс)
Дэвид (Тоби Магуайр) и Дженнифер (Риз Уизерспун) – брат и сестра, которые однажды ссорятся и ломают пульт от телевизора. Явившийся мастер вручил им другой пульт, перенёсший постоянно конфликтующих Дэвида и Дженнифер в чёрно-белый мир сериала 1950-х, где все живут абсолютно счастливо.
Пока Дэвид старается гармонично влиться в новое окружение, нарушительница покоя Дженнифер выходит за рамки установленных правил, что приводит к необратимому преображению всего города.
Донни Дарко / Donnie Darko (2001, Ричард Келли)
Мистический триллер с идеей о параллельной реальности, построенный по принципам магического реализма. Старшеклассник Донни остаётся в живых лишь благодаря пророчествам гигантского кролика Фрэнка, что сказывается на судьбах нескольких героев фильма. Сюжет позволяет взглянуть на версию происходящего с позиции «что если».
День сурка / Groundhog Day (1993, Гарольд Рамис)
Это фильм о вполне эгоистичном, тщеславном и самовлюблённом телеобозревателе (в исполнении Билла Мюррея), который становится мудрым и добрым, оказавшись заложником петли времени. Опыт пространственно-временного континуума позволяет ему в течение одного дня обрести мудрость тысячи прожитых жизней. Чудесное открытие фильма состоит в том, что реальность содержит идеальный подарок; каждое мгновение разворачивает свежее поле возможностей, чтобы пробудить в человеке его истинную природу, которая, по сути, сводится к любви и добру. «День сурка» – одна из самых красивых комедий, обогащающих разум, из всех когда-либо снятых.
На игле / Trainspotting (1996, Дэнни Бойл)
Чёрная комедия, снятая по мотивам одноимённой книги Ирвина Уэлша, повествует о героиновом наркомане Марке Рентоне (Юэн Макгрегор) и его друзьях, злоупотребляющих психоактивными веществами.
«На игле» даёт точное представление о бытие наркомана, а также о жизни шотландского рабочего класса в 90-х годах. Это второй полнометражный фильм Дэнни Бойла, более циничный, чем «Неглубокая могила», и ставший ключевым в карьере шотландского режиссёра. В опросе, проведённом компанией HMV в 2012 году, «На игле» признали лучшим британским фильмом за последние 60 лет.
Крупная рыба / Big Fish (2003, Тим Бёртон)
Тим Бёртон с большим талантом привносит в свои фильмы таинственность и волшебство, что мы можем наблюдать и в «Крупной рыбе». Прагматичный Уилл не ценит истории своего отца, прослывшего большим выдумщиком. Но чем ближе смерть, тем больше старик хочет заразить сына любовью к небылицам. Сначала Уилл отделяет факты от вымысла в фантастических историях своего отца, но в итоге видит ценность в его сказках, когда понимает, что в них больше правды, чем он предполагал.
Звери дикого Юга / Beasts of the Southern Wild (2012, Бен Зайтлин)
Фееричный фильм, с триумфом показанный на кинофестивалях «Сандэнс» и в Каннах, повествует о шестилетней девочке Хашпаппи, которая живёт со своим отцом Уинком. Когда он заболевает, бесстрашная маленькая героиня решает отправиться на поиски своей матери. А тут ещё и природа с ума сходит – ледники тают, реки выходят из берегов, появляются дикие звери...
Лабиринт фавна / El laberinto del fauno (2006, Гильермо дель Торо)
«Лабиринт фавна» – сказка об извечном противостоянии добра и зла, удостоившаяся тёх «Оскаров». Мать 10-летней Офелии выходит замуж за капитана Видаля, безжалостного предводителя отряда фашистов в Испании времён гражданской войны в 1944 году. Они перебираются в его лагерь, но девочка не перестаёт грезить фантазиями, в достоверности которых глубже убеждается, когда в лабиринте возле мельницы встречает Фавна. Новый знакомый рассказывает Офелии, что она принцесса подземного царства, давным-давно потерявшая дорогу домой. Теперь у неё появляется возможность вернуться к своему настоящему отцу, но прежде девочка должна пройти три испытания. Подземное царство страшноватое, но не ужаснее жестокой войны, разворачивающейся в реальности, в которой обитает Офелия. Поэтому она смело берётся за задания.
Водная жизнь / The Life Aquatic with Steve Zissou (2004, Уэс Андерсон)
Стив Зиссу (Билл Мюррей) – исследователь океана и документалист, утративший тягу к изучению морей и одержимый новой миссией. Теперь он стремится отомстить неуловимой акуле, съевшей его многолетнего друга и партнёра. Экипаж отправляется на поиски морского хищника в яркий, волшебный мир с красочными и загадочными обитателями.
Безопасность не гарантируется / Safety Not Guaranteed (2012, Колин Треворроу)
В газетном объявлении, напечатанном в 1997 году, некто написал, что ищет партнёра для путешествий во времени. Фильм, вдохновлённый этим обращением, исследует человеческое стремление ворошить прошлое и начинать всё сначала. Трое журналистов – два стажёра с начальником – отправляются на поиски человека, написавшего это интригующее объявление.
Руби Спаркс / Ruby Sparks (2012, Джонатан Дэйтон и Валери Фарис)
Руби Спаркс – девушка, которую нафантазировал находящийся в творческом кризисе молодой писатель. Он решил придумать себе музу, проработав все детали её образа: внешность, привычки, хобби... До чего же смутился герой, обнаружив плод своего воображения, сидящей у него дома на диване. Настоящая ли она?