Деньги на строительство здания в конце позапрошлого века собирала вся Россия, что неудивительно, ведь это здание старейшего музея в нашей стране, экспонаты которого уникальны. Но сегодня мы расскажем не о богатом фонде знаменитого краеведческого музея, а именно об удивительной архитектуре его здания, словно по ошибке попавшего сюда из Северной Африки.
Здание музея ВСОИРГО (Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества), а ныне – Иркутского областного краеведческого музея, было построено после страшного пожара 1879 года, уничтожившего более 22 тысяч уникальных экспонатов музея, а также его уникальную библиотеку, которая насчитывала порядка 10 тысяч книг. Пожар этот был очень масштабным: в Иркутске тогда сгорело больше половины городских построек, в числе которых, увы, и оказалось здание, в котором располагался музей. Столь быстрому распространению огня способствовало то, что многие здания в городе были деревянными.
После пожара горожане начали собирать средства на строительство нового каменного здания для краеведческого музея. Средства поступали со всех уголков России, но особенно серьёзный вклад внесли местные купцы-благотворители.
Здание начали возводить осенью 1882-го и уже через год его торжественно открыли для посетителей. У музея было два этажа – на одном демонстрировали экспонаты, а другой предназначался для собраний членов ВСОИРГО.
В 1891 году появилась пристройка для новых демонстрационных залов. В 1901-м здание музея расширили: у него появились два зала с башнями. А еще девять лет спустя на правой из башен, выходящей на набережную, открыли обсерваторию.
Автор проекта – барон Генрих Розен, талантливый инженер-архитектор. Он закончил строительное училище в Петербурге и до того, как поступить на службу в Иркутск, проектировал дома в городах Гродно, Казани и даже в Петербурге. В северной столице он построил казенные, частные здания, а также храм. В Иркутске, помимо «мавританского замка», Розен спроектировал приют в стиле псевдоготики (сейчас в здании размещается глазная клиника), деревянный двухэтажный детский садик и немало других зданий. Розен же участвовал и в проектировании пристройки к музею, которую делали после его открытия.
Хотя музей и величают мавританским, архитектурный стиль этого здания правильнее назвать псевдомавританским. И это, конечно, не модерн (иногда его ошибочно причисляют и к этому модному в конце позапрошлого века стилю).
Удивляют красотой и оригинальностью шлемовидные купола, барельефы, лепной декор в виде виноградной лозы и, конечно, необычность форм. Балкон на крыше «украшен» фигурным решетчатым ограждением. Проезжие ворота выполнены в виде арки, опирающейся на пару столбов.
Кстати, раньше возле главного здания можно было увидеть красивую ажурную решетку, однако, увы, в советские годы ее снесли.
На одном из фасадов здания, отделанных красным кирпичом, можно прочитать фамилии знаменитых исследователях Сибири, Байкала, Севера и Азии – Врангеля, Крашенникова, Пржевальского, Черского, Беринга и т.д.. Первые имена на каменных табличках были нанесены на фасад еще в 1883 году, а затем, в течение почти двух десятков лет, этот «список» пополнялся.
«Мавританское» здание в суровом Иркутске смотрится так, словно его перенесли сюда из какого-нибудь Туниса или Марокко. Как здорово любоваться этим «кусочком Северной Африки» горожанам и гостям Иркутска, тем более что до наших дней здание фактически сохранило свой первоначальный облик!
Кстати, в Москве можно тоже увидеть дом с мавританскими чертами – этакую «мавританско-испанскую смесь»: это особняк Морозова на Воздвиженке. Любителям таких зданий будет наверняка интересна экстравагантная архитектура мистика Мазырина..