Медицина на Руси: зачем разговаривали с болезнями и что такое «дурной ветер»
0
0
1
626
просмотров
Раньше люди не доверяли врачам, да и медицина в целом оставляла желать лучшего. На Руси врачеванием занимались волхвы, а со временем их место заняли знахари...

Знания они получали путем проб и ошибок, по передачи опыта от поколения к поколению, а также с помощью записей в различных травниках и лечебниках. Нередко в своем лечении врачи тех времен прибегали к различным магическим обрядам и ритуалам, которые в наше время звучат, так сказать, очень странно. Интересно, что в старые времена зачастую болезни представляли в различных обликах.

По каким книгам лечили на Руси

Чтобы понять, как и чем лечили людей в те времена, достаточно заглянуть в старые травники и лечебники, в которых подробно описаны различные способы исцеления от различных болезней и недугов. До принятия христианства в селах врачеванием обычно занимались волхвы, а после - церковные служители. На территории церквей выращивали различные травы, обладающие лекарственными свойствами. На них в основном настаивали различные отвары, которыми и лечили больных.

Спустя некоторое время людей начали лечить знахари, причем не только от телесных болезней, но и от внутреннего эмоционального состояния. Чтобы уберечь себя от болезней, люди носили с собой различные защитные амулеты, представленные в виде зверей, кинжалов, ножей, а также других фигур и форм.

В деревнях люди больше доверяли знахарям, нежели врачам

Лечебники и травники в те времена считались некими медицинскими справочниками, где были описаны людские болезни, строение человека, советы по правильному и здоровому образу жизни, лечебные массажи, способы растирания тела и так далее. Интересно, что в те времена сглаз и порчу считали одними из наиболее главных причин людских болезней, поэтому в таких справочниках указывали средства, с помощью которых можно рассеять колдовские чары.

Самое интересное, что раньше люди больше доверяли знахарям, нежели медицине, которая постепенно развивалась. Но люди считали, что лучше знахаря никто не сможет им помочь, ведь болезни, по их мнению, были наказанием за грехи либо же порчей. К тому же они верили, что лекарь может погубить их душу или убавить их век. Поэтому в первую очередь бежали за помощью к народным лекарям, которые зачастую использовали ужасающе методы.

Причины огромного количества заболеваний у крестьян

Зачастую на Руси болезни не сопоставляли с настоящими причинами их появления, а приписывали их темным силам. Причем часто саму болезнь считали живым существом. А вот на качество еды и воды, чистоту дома, правильное питание и другие важные аспекты не обращали должного внимания. Особенно это отражалось на стариках и детях, которые не получали правильного ухода.

К примеру, детей чуть ли не с самого рождения кормили хлебом, веря, что благодаря этому чадо вырастет большим и сильным. И как только малыш мог есть с ложки, его начинали кормить различными сырыми овощами и поить квасом. Естественно, организм малыша еще не был готов ко взрослой и тяжелой пище. Это была одна из причин достаточно высокой смертности в детском возрасте в то время.

Взрослые тоже страдали от неправильного питания. Но тут дело было не только в незнании основ правильного рациона, а по большей степени из-за тяжелого труда и недостатка разнообразия пищи. В основном на столе у крестьян был хлеб, крупы не самого лучшего качества, картофель, овощи. Рыба и мясо считались роскошью, поэтому достаточно редко попадали на стол в деревнях.

Особенно ситуация обострялась весной, когда запасы подходили к концу, а новый урожай еще не поспел. Из-за недостатка витаминов развивались и обострялись многие недуги, в особо острых ситуациях распространялись такие тяжелые заболевания как цинга.

Условия, в которых жили крестьяне, также оставляли желать лучшего. В небольших домах жили большие семьи, а иногда там еще и взращивали молодой скот. Так что с людьми могли жить телята, цыплята, ягнята. Соответственно, о стерильности и чистоте воздуха можно было забыть.

В зиму часто дома промерзали, так как уже требовали хорошего ремонта. Из-за того, что дом не могли хорошо протопить, на Руси зачастую простужались. Летом на полях была другая ситуация, из-за жары люди мучились головными болями и обмороками. Но все это люди связывали с темными силами, а никак не с условиями жизни и труда.

Дурной ветер и отравленная роса считались причиной многих заболеваний

На Руси многие заболевания, особенно легочные и простудные, связывали с холодной погодой. Считалось, что все эти недуги появлялись от переохлаждения и «дурного ветра», который вообще считался распространителем инфекций, способным выкосить полностью деревню. А в эпидемии холеры обвиняли росу, считая что она была отравлена и заразила весь урожай.

В старые времена внутренние органы человека изучали лишь полагаясь на анатомию животных, которых разделывали. Люди зачастую путали расположения органов. Например, они с легкостью могли жаловаться на сердечные боли, показывая в области живота. Все внутренние физиологические процессы в организме человека считались Божьей тайной, которую не дано постичь обычным смертным.

В старые времена кровопускание было панацеей от многих болезней

Считалось, что многие болезни связаны с кровью, поэтому многие болезни, даже не самые значительные, лечили кровопусканием. Это делали для того, чтоб больная и дурная кровь вышла из тела человека, тем самым очистив и оздоровив его.

Болезнь, как происки дьявола

На Руси верили, что все недуги — это живые существа, временно находящиеся в человеке. С болезнями даже разговаривали, просили их отступить или ответить на вопросы, интересующие больного. Считалось, что болезни в основном живут на болотах, озерах и морях. Люди верили, что недуги нападают на человека в темное время суток и живут в нем, пока не найдет другую жертву.

В основном болезни представляли, как и ведьм, в виде красивых молодых девушек или страшных старух. Всего выделяли двенадцать таких женщин, которые отвечали каждая за свою хворь: первая — бессонница, вторая — порча крови, третья — потеря аппетита и так далее. А в некоторых селах болезни представляли не в людском облике, а животного, например, змеи, лягушки, ежа и так далее, в зависимости от типа заболевания.

Кстати, одна из версий происхождения слова «лихорадка» связана как раз с недугом в облике женщины, которая лихо радуется, что смогла подселиться к человеку, обрекая его на различные мучения. Люди верили, что лихорадка передавала хворь при поцелуе либо обратившись в муху залетала в рот или пищу.

Еще в былые времена люди верили, что если случались эпидемии, то это Божья кара за грехи людские. Поэтому люди больше молились, нежели лечились, так как считали, что медицина здесь не поможет. Вторая версия была, что все хвори — это проделки дьявола, поэтому на исцеление не всегда есть надежда.

Также происками дьявола считали различные травмы. Например, если лошадь лягнула, то это бес в нее вселился. Если человек во время драки убивает своего противника, то это также подселение беса. Либо же, когда у человека были приступы эпилепсии или сумасшествия, то определенно это черт бьется в людском теле.

Скептическое отношение к лекарствам и врачам

Крестьяне недоверчиво относились к врачам и лекарствам, тем более, что у каждой семьи были свои способы излечения больного. Люди считали, что с потом хворь выходит из человека, поэтому нередко большинство недугов лечили баней, будь то сглаз или лихорадка, причем в любом возрасте.

Считалось, что баня может вылечить от многих заболеваний

Также хорошим средством считали лежание на теплой печи: больного укладывали на нее животом, натирая кожу жиром, салом или редькой. Если уж этими способами хворь не получилось одолеть, то уже тогда обращались за помощью к знахарям.

Еще нередко прибегали к различным мистическим способам лечения. К примеру, с помощью угля, лезвия или ножа, они очерчивали магическим кругом опухоли и различные кожные болезни, тем самым защищая здоровые участки тела от дальнейшего распространения хвори.

Так как многие болезни считались Божьей карой, то хорошим средством для излечения были молитвы и исповедания перед мощами святых и чудотворными иконами. У каждой семьи существовал чудодейственный список молитв против различных лихорадок, который не только постоянно читали, но и носили с собой как оберег.

Считалось, что избавиться от хвори можно, передав ее другому человеку, животному, дереву или воде. Зачастую к этому способу прибегали, когда болели дети. Для этого ритуала находили самое крепкое и молоденькое деревце в глубине рощи, прорубывали в нем сквозное отверстие и протаскивали сквозь него больное чадо. Также нередко передавали болезнь малыша воде. Для этого солили хлеб, произносили чудодейственные заклинания и молитвы, бросая его в реку.

Хорошим средством считалось испугать хворь громкими пугающими звуками, например, стуками, криками или выстрелами. Бывало даже, что удары наносили прямо по телу больного человека. Ещё прибегали к обливаниям ледяной водой. Ведь считалось, что хворь — живое существо, поэтому могла испугаться и отступить от человека. Чтобы ускорить этот процесс, хворающему человеку давали горькие и противные напитки.

Различные настойки на травах считались отличным средством от любой хвори

Врачеванием в сёлах и деревнях в основном занимались знахарки. Они читали лечебные заговоры и поили отварами целебных трав. Так же считалось, что одежда, оставшаяся с обрядов крещения и имянаречения, обладает магической силой и помогает исцелить больного. Поэтому зачастую больных людей и детей одевали в обрядовую одежду либо же просто клали сверху человека. Душевные болезни исцеляли священники в церкви, так как считалось, что из-за порчи в них вселился бес. Исцеляли их с помощью молитв у чудотворных икон.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится