Шпалеры древности и традиции, перенятые европейцами
То, что принято именовать гобеленом, имеет более точное название – шпалера. Это безворсовый ковер ручной работы, с рисунком на одной – лицевой – стороне, предназначенный для того, чтобы украшать стену. Создается шпалера путем перекрестного переплетения нитей разного цвета с помощью специального приспособления – утка. Нити образуют одновременно и рисунок, и саму ткань ковра.
Прообразы шпалер существовали еще в древнем мире, а с первого тысячелетия новой эры началось развитие этого вида ткачества, жители Египта перенимали искусство плетения ковров от народов Месопотамии, а потом и сами добились в этом деле немалых успехов. Расцвет шпалерного ремесла пришелся на IV – VII века; египетские копты изготавливали такие ковры, используя льняную основу и шерстяные нити для создания узоров и орнаментов. По-видимому, шпалеры создавали и в античном мире.
Сюжетами для таких тканых «картин» служили античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже – библейские предания. Свои традиции плетения шпалер были и на востоке, в Китае с третьего века до новой эры плели ковры с использованием шелковых нитей, а потом это искусство переняли японцы.
Причины, по которым шпалерное ремесло вообще возникло, связаны и с эстетическими потребностями людей прошлых веков, и с практическими соображениями – ведь плетеный ковер служил неплохой защитой от холода в помещении. А потому к традициям плетения шпалер приходили разные культуры, например, в Южной Америке этот вид ткачества был популярен за века до прибытия европейцев – об этом говорят находки, сделанные в захоронениях. При создании определенных оттенков рисунка использовались человеческие волосы. Плетением ковров занимались женщины, и уже с VI века для этой работы использовались ткацкие станки.
Европейские шпалеры и собственно гобелены
Европа переняла традиции шпалерного производства у восточных племен, произошло это во времена крестовых походов, начавшихся в XI веке. Трофейные, а потом и изготовленные европейцами ковры развешивали на стенах, чтобы и защитить помещение от пронизывающего холода, и придать залам нарядный, торжественный вид. Кроме того, шпалеры использовались как перегородки, ими украшали храмы, они использовались как декорации для праздничных церковных шествий. Первой созданной в Европе считается шпалера из церкви святого Гереона в Кельне.
Разумеется, в первые века эти ковры демонстрировали главным образом сюжеты из библейских сказаний. В XIV веке был создан «Анжерский апокалипсис», серия шпалер, которые содержали сцены из «Откровений Иоанна Богослова». Она была создана для короля Людовика I. Вообще в те времена, да и долгое время потом, именно короли да церковь были заказчиками шпалер – для остальных приобрести домой такое украшение было делом совершенно не подъемным с финансовой точки зрения. На протяжении долгого времени гобелены-шпалеры считались принадлежностью роскошных королевских резиденций, тем более что техника плетения с развитием ремесла усложнялась.
Критерием качества шпалеры становилась плотность плетения, которая постоянно росла, от 5 нитей основы на 1 сантиметр в Средние века до 16 нитей в XIX веке. Шпалеры с большой плотностью позволяли добиться почти того же визуального эффекта, что и живописное произведение. Поначалу мастера использовали нити шести разных цветов, но постепенно количество оттенков возрастало, достигнув к концу XVIII века почти девятисот.
Поначалу центром шпалерного искусства была Фландрия; мастера французского Арраса стали использовать в работе золотые и серебряные нити, а в XVII веке началось активное развитие и других цехов коврового ткачества. Во Франции и раньше существовали мануфактуры, но в небольшом масштабе, главными поставщиками шпалер для королевского двора были фламандцы. Король Генрих IV своим указом основал в Париже фабрику, а разместилась она в здании, принадлежавшем семье Гобеленов, где раньше работал красильщик шерсти Жиль Гобелен. С момента выдачи мануфактуре Гобеленов соответствующего королевского патента – а именно с 1607 года – и начинается история собственно гобеленов – шпалер, созданных на этом предприятии.
Для организации работы король вызвал в Париж двоих фламандцев – Марка де Команса и Франсуа де ла Планша, им были пожалованы дворянские титулы, а кроме того – цеха, оборудование и существенные субсидии: Генрих очень хотел, чтобы французы научились изготавливать лучшие в мире шпалеры. Ввоз ковров из-за границы был запрещен.
Шпалеры как вид искусства, соперничавший с живописью
Дела мануфактуры шли в гору, мастера получали заказы от королевского двора, а исполняли их не только сами ткачи, но и художники, которые готовили эскизы для шпалер – картоны. Часто за работу картоньера брались великие мастера живописи. Во второй половине XVII века возглавлял мануфактуру самый влиятельный французский художник Шарль Лебрен, и помимо него, эскизы для шпалер создавали Якоб Йорданс, Рубенс, Симон Вуэ. Ткацкие приемы совершенствовались, возникали все новые творческие приемы, и гобелены уже всерьез соперничали с живописью, а в цене – значительно выигрывали у картин самых прославленных художников.
Вслед за французами мануфактуры стали создавать и в других странах Европы, а в начале XVIII века искусство создания шпалер начали осваивать в России. Для этого Петр I привез в страну нескольких мастеров мануфактуры Гобеленов и основал, в свою очередь, в Екатерингофе Петербургскую шпалерную мануфактуру, которая так и останется единственным крупным отечественным предприятием по изготовлению гобеленов. Иностранцы изготавливали шпалеры и одновременно обучали подмастерьев. В качестве картонов часто использовали произведения живописи из императорских коллекций.
Всего Петербургской мануфактурой было создано 205 шпалер, в 1858 году она была закрыта из-за того, что несла постоянные убытки. Впрочем, кризис переживало не только российское ковроткачество.
Новую жизнь гобеленам подарил художник Жан Люрса, реформатор шпалерного искусства, разработавший в первой половине прошлого века новые принципы создания плетеных безворсовых ковров, опираясь на средневековые традиции и в чем-то вернувшись к основам ремесла. Он исходил из того, что гобеленам не следует подменять собой произведения живописи, что этот вид искусства куда ближе к архитектуре, ведь шпалеры «одевают часть здания». Структуру плетения он вернул к средневековым стандартам, изделия изготавливались значительно быстрее и стоимость их производства существенно снизилась.