Правда, биография, написанная Мейером-Грефе, сильно расходится с реальностью. На самом деле монография о Ван Гоге задумывалась как PR-кампания для недавно купленной Юлиусом работы Винсента — «Влюбленная пара».
Мейер-Грефе мучительно долго пытался найти нужный или даже выгодный для всех образ Ван Гога.
Так биография художника была переписана трижды. В ее первой версии Ван Гог предстал как «человек из народа», что вполне объяснимо, ведь он был поклонником творчества французского художника Жана-Франсуа Милле. Главными героями многих работ Ван Гога были обычные люди — крестьяне, рабочие. К моменту выхода этой версии биографии реализм никого не удивлял, скорее даже успел наскучить, тем более что книга выходит в начале XX века, а реализм был на пике популярности в середине XIX-го. Мейер-Грефе промахивается на 50 лет.
Первая книга не произвела фурор, поэтому Юлиус решил переписать биографию Ван Гога. На сей раз Винсент был бунтарем и авангардистом. И очередной промах, ведь в начале XX века уже гремели имена Матисса и Пикассо, и в каждой стране были свои художники-авангардисты. «Научная» монография о Ван Гоге вновь провалилась. Наконец, в 1921 году Юлиус выпускает последнюю редакцию книги — «Винсент: роман о Богоискателе». И эта история находит отклик сначала в Германии, а затем и во всем мире.
В последней версии биографии Мейер-Грефе охарактеризовал Ван Гога как «человека, который боролся, потерпел поражение и победил». Работы Ван Гога описаны в книге как божественное провидение, ведь художником движет Бог. Юлиус Мейер-Грефе превратил художника в настоящий товарный знак, так Винсент стал мучеником современного искусства. Новый образ Ван Гога, человека не от мира сего, полюбился публике и дошел до наших дней.
Монография, написанная Юлиусом Мейером-Грефе, открыла дорогу новым мифам о художнике. В 1934 году Ирвинг Стоун напишет свою биографию Винсента — книгу «Жажда жизни», которая, к слову, тоже больше относится к художественным произведениям, а не к научным.
В течение XX века личность Ван Гога будет обрастать все новыми и новыми тайнами, и главными среди них станут история с отрезанным ухом и трагический финал жизни художника.
Кто отрезал Ван Гогу ухо? Сейчас есть две официальные версии, по одной из которых Ван Гог сам отрезал себе мочку уха. В поддержку этой версии выступила психотерапия. Дело в том, что Ван Гог страдал эпилепсией, такое заболевание может развиться у эпилептоидного типа личности.
Подобные люди обладают взрывным характером и агрессией, причем агрессию они направляют на себя: как эмоционально внутрь себя, так иногда и занимаясь членовредительством. Считается, что Ван Гог поругался с Гогеном, не смог справиться с порывом гнева, выплеснул все эмоции на себя и отрезал себе мочку уха.
По второй версии ухо Ван Гога мог задеть Поль Гоген, который в то время жил в «желтом доме» вместе с Винсентом. Гоген, до того как стать художником, успел попробовать себя во многих профессиях (даже был моряком) и умел фехтовать. Достоверно известно, что художники, будучи в Арле, пили очень много абсента.
Плюс каждый из них обладал не самым простым характером, поэтому во время ссоры Гоген мог задеть мочку уха Ван Гога шпагой для фехтования, а наутро сбежал из Арли. Винсент же, прикрывая друга, сказал, что сам поранил себя.
Правды в этой истории не найти, так как нет официально подтверждающих или опровергающих одну из версий источников, и каждый из нас может занять ту или иную позицию.
А смерть Ван Гога — это самоубийство или нет? И здесь есть ученые, которые выступают за и против версии о самоубийстве. В 2011 году было опубликовано исследование двух историков искусства — Стивена Найфе и Григория Уайта Смита, в котором они доказывают необычную версию. Американские искусствоведы утверждают, что смерть Ван Гога — это убийство, которое совершил Рене Секретан. Эта же версия нам показана в двух последних художественных фильмах о Ван Гоге — «На пороге вечности» и «С любовью, Винсент».
По другой же, более распространенной версии художник совершил самоубийство.
И, наконец, самое интересное: как миф о художнике повлиял на стоимость его работ? То есть какой результат в финансовом эквиваленте получила история, созданная Мейером-Грефе?
Удивительно, но цены на картины на современном арт-рынке формируются вне зависимости от таланта художника и его творческого метода. Для арт-рынка решающим фактором является некий миф о живописце, и его работы рассматриваются уже через призму этого мифа.
Картины Ван Гога, а точнее их финансовая стоимость, оцениваются в зависимости от периода его творчества. Первый этап — голландский (1880–1885), когда Винсент только ищет себя, и поэтому его «голландские» картины стоят относительно немного. Затем идет парижский период, где живопись Ван Гога обретает цвет после его знакомства с импрессионистами, и работы этого периода начинают расти в цене.
После происходит еще один взрыв и цен, и цвета.
Еще в Париже Винсент пишет: «Как же красив желтый цвет!» и «Без желтого и оранжевого — нет синего».
В Провансе Ван Гог находит собственный стиль. Вскоре он отрезает себе ухо, его помещают в психиатрическую лечебницу, и в итоге он убивает себя. Несложно догадаться, что работы, созданные на юге Франции и за несколько недель до смерти, по стоимости бьют все рекорды. Так смерть Ван Гога стала неотъемлемой частью его образа. Поэтому биография художника, созданная в 2011 году, где говорится об обратном, плохо влияет на цены картин Винсента, эта версия делает живопись художника дешевле. Самоубийство и ранний уход из жизни положительно влияют на формирование рыночных цен.
Безумие художника — это тоже часть его мифа, что придает некий романтический флер всему творчеству Ван Гога. Парадокс, но на арт-рынке лучше продаются работы душевнобольных художников. Если же художник в момент написания картины болен физически или стар, то такие работы будут оценены ниже. Получается, что миф о Ван Гоге содержит сразу несколько компонентов: это и безумие, и трагический ранний уход из жизни, что позволяет арт-дилерам постоянно повышать цены на работы Ван Гога.
Ноябрь 2015 года работа Винсента Ван Гога «Пейзаж с облачным небом» 1889 года, был продан на аукционе Sotheby’s за 54 010 000 долларов (при оценочной стоимость 50-70 миллионов долларов).
А вот более ранняя работа художника «Люди гуляющие в парке» 1886 года в Париже оценивается в 5-7 миллионов долларов, что в 10 раз меньше проданного пейзажа 2015 года.