Он был возлюбленным и партнёром в искусстве Марины Абрамович. За двенадцать лет совместного творчества они создали множество новаторских перформансов об осмыслении различных сторон любовных, и не только, человеческих отношений. Художественные работы Улая конечно же не ограничиваются только акциями с Мариной. Каким был при жизни художник и какое арт-наследие оставил после себя?
Улай и Марина сплетались волосами, обнажёнными изображали дверной проём, через который проходили люди, дышали одним дыханием, до потери сознания... Их арт-перформансы, философские и запоминающиеся, приобрели необычайную популярность. Художник-визуалист родился в Германии в 1943 году. С самого начала своего творческого пути он не был похожим ни на кого.
Одним из первых он использовал снимки Polaroid в искусстве. Сам он рассказывал о своей работе в 70-х так: «Это было время красоты и эстетики в искусстве, а я принадлежал к тем, кто сознательно выбрал, казалось бы неприемлемые арт-средства. Моё творчество — это перформанс, видео, фотографии и полный отказ от эстетики. Я изучал собственное тело, я был основным объектом. По большей части меня не понимали и отвергали».
Перформансы тех времён, по словам Улая, были призваны подчеркнуть всю эфемерность человеческой индивидуальности. Художник демонстрировал это различными способами. К примеру, он мог одеться в белый комбинезон и маску, становился напротив стены со светочувствительным полотном, просил кого-нибудь из посетителей галереи там встать, и снимал его на Polaroid.
От вспышки полотно становилось чёрным, а от фигуры человека оставалось белое пятно, его место занимал художник и на его белую одежду совершалась проекция сделанной фотографии. Таким образом Улай присваивал идентичность запечатлённого.
Среди работ тех лет был и один из ряда вон выходящий случай. Улай во время посещения Новой национальной галереи в Берлине, украл картину. Он вынес её из музея и повесил на стене в доме одной бедной турецкой семьи. Таким способом художник выражал протест по поводу того, что искусство доступно лишь буржуазии. За это он понёс, конечно, заслуженное наказание, ибо как не крути, а кража — это преступление.
В середине 70-х годов Улай познакомился с Мариной Абрамович. Между ними возникло духовное родство на всех уровнях. Их объединило на долгие годы не только творчество, но и страстная любовь. Их совместные перформансы просто поражали своей творческой откровенностью, смелостью, свободой и демонстрациями слияния женского и мужского начал.
Для визуализации идеи безграничного доверия друг к другу Марина и Улай в 1980 году представили на суд публики перформанс «Энергия покоя / Остаточная энергия». В течение четырёх минут Абрамович держала лук, тетиву и стрелу которого удерживал Улай. Стрела была направлена прямо в сердце Марины. Ценой такого перформанса могла стать её жизнь. Во время этого через микрофон было слышно сердцебиение обоих.
Пара даже планировала пожениться. Но Улай не смог хранить верность и Марина ушла. Случилось это весьма драматично. Художники планировали совместный перформанс. Они должны были встретиться в центре Великой китайской стены, символизируя слияние двух земных стихий. Для этого Марина начала свой путь со стороны моря, а Улай - из пустыни. Во время того, как решались административные вопросы с властями Китая, произошло расставание, а смысл перформанса кардинально изменил своё значение.
Встретились бывшие возлюбленные спустя долгие годы на перформансе Абрамович «В присутствии художника». Ещё пять лет спустя, Улай подал на Марину в суд за недоплату финансов и присвоение их общих проектов. Суд он выиграл. Художница обиделась на него, сочтя это несправедливой попыткой очернить её репутацию. Спустя некоторое время Улай и Абрамович выяснили отношения и заявили, что простили друг друга.
Мастеру перформанса в 2011 году поставили страшный диагноз — рак. После этого Улай решил устроить символическое прощание с родными и близкими, и отправился с этой целью в путешествие. Во время поездки все действия художника снимал оператор. Это стал прощальный арт-проект Улая. В нём он продемонстрировал и процесс прохождения химиотерапии, и встречи с разными людьми, и философские размышления об искусстве. Конец фильма венчала очень трогательная, почти интимная, сцена. В ней художник задумчиво смотрит вдаль и говорит: «Да, красиво». Потом он поворачивается, смотрит в камеру и произносит зрителю: «Ты красивый».
Имя Марины Абрамович на слуху даже у тех, кто не особо интересуется искусством, она самая известная художница-перформансист в мире. Улай стал широко известен и популярен у публики, в основном, благодаря их совместным проектам. Несмотря на то, что у художника были персональные выставки в Амстердаме, Берлине, Афинах и Любляне. Были знаковые перформансы, например трёхдневный Cutting Through the Clouds of Myth в Нью-Йорке. Но вот именно его совместное творчество с Мариной так ярко запечатлелось в памяти людей.
Самым незабываемым событием была их встреча на перформансе «В присутствии художника». Суть заключалась в том, что Марина должна была смотреть в глаза любому, кто пожелает сесть напротив неё. Неожиданно появившийся Улай, сев напротив, заставил её заплакать. Когда возлюбленные взялись за руки — зрители зааплодировали. Их искусство всегда оказывало сильное влияние на людей.
После его смерти Марина написала: « С большой грустью я узнала о смерти моего друга и бывшего партнёра. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать. В этот день приятно знать, что его искусство и наследие будут жить вечно».