«Москва слезам не верит»: самые знаменитые фразы из советских фильмов, которые многие используют каждый день и не замечают
612
просмотров
Очень часто в разговоре мы используем те или иные фразы, с отсылкой к советскому кинематографу, однако не всегда помним, откуда конкретно взято, пришедшееся кстати, словосочетание. Фильмы, так полюбившиеся зрителям, пересматривались неоднократно и растаскивались на цитаты, которые, впрочем, уже давно стали самостоятельным культурным достояние. Эти фразы пережили ни одно десятилетие, но все равно при упоминании вызывают теплую улыбку. Давайте вспомним самые популярные и немного забытые.

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» У каждого есть любимый момент из фильма.

Фильм, который получил Оскар, во время его создания расценивался не иначе как дешевая мелодрама. Актрисы, пришедшие на пробы на роль главной героини, даже уходили, узнав некоторые подробности предстоящей работы (например постельные сцены, хотя в современном представлении это, скорее, вызывает улыбку). Режиссер Владимир Меньшов не сразу был впечатлен сценарием, ему понравился лишь прием, который используется для временного скачка – Катерина заводит будильник в своем общежитии, а просыпается уже через несколько лет, в собственной квартире, успешной, красивой и со взрослой дочерью.

Свою лепту в оценку сценария Валентина Черных внес и популярный в ту пору сценарист Ян Фрид, он тоже весьма скептически отнесся к работе коллеги, что также повлияло на мнение Меньшова. Но, драматург отказался переделывать сценарий, а Меньшов от работы отказываться не стал, но по ходу дела сценарий претерпевал изменения, в том числе и реплики героев становились более точными и глубокими. А их в фильме великое множество, многие уже даже и не вспомнят, что излюбленное «Засосало мещанское болото» или «вечер перестает быть томным» - это из любимой «Москва слезам не верит». А вот фразу про Георгия Ивановича, который он же Гога, он же Гоша, Юрий и Гора помнят все.

Иные фразы из фильма используются не так часто, но зато, сколько в них мудрости и жизненного опыта! Ведь как тонко удалось подметить про взгляд незамужней женщины, с которым сталкивался, пожалуй, каждый зритель, вот только сформулировать это как особенность никому и в голову не приходило.

«Иван Васильевич меняет профессию»

«Иван Васильевич меняет профессию» Царь, просто царь!

Гайдай в ту пору штамповал хит за хитом и вот он только закончил с «Кавказской пленницей», как решил взяться за давнюю свою мечту – экранизировать Булгакова. Поначалу его привлекала пьеса «Бег», но ее уже успели взять в работу. Потому Гайдай остановился на пьесе «Иван Васильевич».

Сценарий писался прямо дома у режиссера. Автор – Владлен Бахнов был соседом режиссера, они жили на одной лестничной площадке, грех было не воспользоваться таким удобством и не создавать сценарий, который бы абсолютно точно подошел Гайдаю, хотя бы потому, что он участвовал в его создании.

Прошло уже несколько десятилетий с момента выхода фильма, а мы все так же охотно используем фразы, которые точно стали частью современного фольклора. Настойчиво требуем «продолжения банкета», сами не замечаем того, как срывается в очередной раз шутка про «икру заморскую баклажанную». А восхищаясь, сами не замечаем, как вылетает: « Ох, красота-то какая! Лепота!»

«Бриллиантовая рука»

«Бриллиантовая рука» Очнулся - гипс!

Яков Косюковский и Морис Слободской уже работали с Гайдаем, над созданием Шурика, «Бриллиантовая рука» тоже создавалась ими, но поначалу имела иное название – «Контрабандист». Сценарий возник не просто так, поводом для создания послужила газетная заметка о перевозке драгоценностей в гипсе, потому смело можно утверждать, что фильм основан на реальных событиях.

Однако Никулин (сценарий сразу писался под него) в виде наивного простофили, оказавшегося в центре криминальных разборок, должен был сыграть куда более важную роль на политической арене. Это было даже обозначено в сценарной заявке фильма. Мол, советский рубль крепнет, интерес к стране растет, увеличивается поток туристов, а вместе с ними и профессиональных контрабандистов, которые то завозят в страну золота и бриллианты, то намереваются вывезти деньги. Никулин же должен был отождествлять собой помощь граждан правоохранительным органам.

Редактор в отзыве указал, что у этих авторов всегда за комическими сюжетами скрываются глубокие мысли и верные чувства. В качестве автора выступил и Леонид Гайдай, который просил и его считать одним из авторов сценария. Сценарий постепенно стал более адаптированным, смешным и самобытным, изменилось название. Эпизоды, описывающие жизнь жуликов и воров убирались цензорами и авторы к ним прислушивались.

«Бриллиантовая рука» получилась как ограненный бриллиант, иначе как объяснить тот факт, что фразы из фильма давно стали не просто крылатыми, а практически народными.

«Джентльмены удачи»

«Джентльмены удачи» Моргало выколю!

Фильм практически не имеет ничего общего с первоначальным сценарием, автором которого является начинающая писательница Виктория Токарева. Условное название фильма было «Рецидивист». Главный герой Евгений Леонов, под которого писался фильм, в первом варианте должен был быть майором милиции, а стал воспитателем детского сада. Весьма неожиданный поворот и художественный прием.

Сценарная заявка предполагала, что в съемках примут участие лучшие комедийные актеры. Заявку еще даже не успели рассмотреть, а актеры уже успели отказаться от съемок, причем по уважительным причинам. Миронов уже был занят на съемках, а Никулин не хотел снова сниматься в комедийном образе. Сценарий снова переписали под других актеров.

Фильм такого плана в советское время был весьма рискованной затеей. Все главные герои воры и рецидивисты, разговоры ведут по блатному. Вероятно, без авторитета Георгия Даниеля, который является не режиссером, а художественным руководителем фильма, многое бы не разрешили. Но, после того как сценарий был готов, его разослали практически всем крупным милицейским ведомствам, для ознакомления. Были внесены правки, учтены рекомендации.

«Девчата»

«Девчата» Хотела выбирать сама халву или пряники, но не вышло.

Комедия Юрия Чулюкина снятая во времена стройотрядов, не просто воспевал трудовые подвиги и комсомольскую романтику, это классическая мелодрама в духе соцреализма. Ведь любовь строится в тяжелых бытовых условиях, когда главной целью было строительство коммунизма. Фильм снят по одноименной повести Бориса Бедного, он был лесоплавщиком, потому знал всю «кухню», что называется изнутри.

Повесть напечатали в газете и режиссер понял, что это его будущий фильм, автор повести работал над сценарием, по желанию режиссера включив в него больше бытовых моментов и сделав более ярким.

Фильм получился смешным, но по задумке этого не было, ведь в заявке значилось кино про исправление лодырей и тунеядцев. Несмотря на это в фильме нет ни единого отрицательного героя, при этом соблюдены все законы драматургии имеются конфликты, столкновения интересов и захватывающий сюжет.

Несмотря на трудовую линию, сценарист и режиссер вывели на первый план любовные отношения героев, вероятно, именно это сделало фильм таким популярным и любимым. Многие фразы используются в речи уже давно, придавая разговору особую теплоту и самобытность.

«Служебный роман»

«Служебный роман» Была мымра, а стала!

На самом деле фильм, который является советской классикой, это не первая попытка поставить перед зрителем пьесу под названием «Сослуживцы», автором которой является Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Вместе они написали ее меньше чем за месяц. Она понравилась режиссеру Ленинградского театра комедии и была поставлена. Многие моменты не совпадали с оригиналом, что, безусловно, злило авторов. По их мнению, была потеряна главная мысль пьесы. А вот у зрителя имела успех.

«Сослуживцев» играли во многих театрах, более чем в 130 и везде, придавая им некое собственное видение. Конечно, а на что еще режиссер? Эльдар Рязанов решил восстановить справедливость совершенно неожиданным образом и снять фильм по своей пьесе. Любимое детище режиссера, фильм, наполненный безупречной игрой талантливых актеров, легендарными фразами и любимыми моментами, которые пересматривают вот уже несколько десятилетий подряд.

Какова же главная мысль фильма и пьесы, если отмести, безусловно, важную роль любовных отношений главных героев? Внимание к сослуживцам – тем людям, с которыми мы проводим большую часть своего времени, хотим того или нет. Ведь даже малейшее внимание и забота могут изменить жизнь другого человека.

«Любовь и голуби»

«Любовь и голуби» Каждый герой в этом фильме самобытен.

Пьеса Владимира Гуркина тоже сначала ставилась в театре, через пару лет Владимир Меньшов захотел ее экранизировать и автор создал сценарий. Таким нехитрым образом родился фильм, который полюбился зрителю и вошел в число классических произведений советского кинематографа.

Семья Кузякиных реальна и жила по соседству с автором, но у них было не трое, а четверо детей. Зато глава семейства и правда ездил отдыхать по программе и там увлекся другой женщиной, которая стала испытанием для их, казалось бы, крепкой семьи. Та, реальная дама, правда, не приезжала с разборками в семью, но женщиной была весьма харизматичной. Зато про голубей – сущая правда.

Настоящими были и соседи, самобытные и яркие, такие герои есть едва ли не в каждой деревне, потому их присутствие в фильме весьма органично. Кстати, семья была не в курсе, что про их жизненную историю снимают фильм, автор сценария не сказал им об этом. Русская деревня с ее самобытностью и так полна легендарных фраз, которыми обильно сдабривается речь. Потому фильм получился богатым на крылатые фразы, которые живы до сих пор.

Это лишь малая часть того, что вошло в речь через советские фильмы, благодаря гениальной работе режиссеров и сценаристов, актеров, которые были столь убедительны. Многие фразы – это лишь повод пересмотреть любимые произведения киноискусства, кстати, особо внимательные подмечают в фильмах несостыковки, которые скорее демонстрируют, что их тоже делали живые люди, имеющие право на маленькие ошибки.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится