Жак Дусе родился в Париже, в 1853 году, в большой и дружной семье, не первое поколение занимавшейся бизнесом. Дед Жака держал магазин в престижном районе Парижа. Торговал он кружевами, нарядами, бельем – в общем, «всем, что прелестнице надо». И прелестнику тоже – прославился магазин Дусе не столько женскими «штучками», сколько первенством в торговле мужским бельем. Белоснежные, идеально скроенные рубашки с деликатной отделкой приобрели статус легенды, представители аристократических семейств регулярно заезжали в Doucet Lingerie за очередной безупречной сорочкой. Возле магазина располагалась прачечная, принадлежавшая все тому же старику Дусе. Отец Жака – Эдуард – унаследовал и расширил дело. А сам юный Жак… вовсе не собирался быть торговцем лентами и туфлями! Он обожал искусство, грезил о карьере художника, но уже в двадцатилетнем возрасте был вынужден возглавить отдел дамского платья все в том же семейном магазине. В 1871 году Дусе решил объединить искусство и моду – он открыл собственный модный дом.
Ему не пришлось прокладывать путь заново – Дом Дусе строился на прочном фундаменте. Магазин Doucet Lingerie был знаменит с 1816 года – не только внушительным и разнообразным ассортиментом, но и изобретательностью своих владельцев. Так что никто не удивился, когда в Doucet Lingerie появились роскошные вечерние платья. А они были великолепны…
Дусе из лавочника превратился в кутюрье. Он не следовал моде – он ее создавал. Он сотворил тот самый образ женщины «прекрасной эпохи», который безошибочно узнается и сегодня. Большой поклонник искусства рококо, одержимый Ватто и Фрагонаром, Дусе соединял современные ему силуэты с деталями, вдохновленными их полотнами. Сложные вышивки, наслоения легких тканей пастельных оттенков, благородный атласный блеск… Наряды Дома Дусе превращали каждую женщину в рокайльную нимфу.
Его обожали звезды сцены – Сесиль Сорель, Сара Бернар, Айседора Дункан… Он создавал наряды и для театра, и для вечерних выходов, и знаменитые актрисы меняли наряды «от Дусе» с утра до вечера. Несмотря на высокую стоимость и долгие сроки изготовления, творения Дусе пользовались огромным успехом. Правда, юные эмансипированные модницы оставались к нему равнодушными – зато женщины постарше приходили в восторг от трепетных оборок, ностальгических силуэтов и километров драгоценных кружев…
Впрочем, Дусе не чурался и повседневной одежды. Он считается если не создателем, то активным популяризатором женского костюма – юбки и жакета из плотной, хорошо держащей форму ткани.
Именно в модном доме Дусе начинали свой творческий путь будущие звезды парижской моды – Поль Пуаре и Мадлен Вионне. О них сегодня знает каждый – а имя их учителя почти забыто.
Несмотря на успех предприятия и огромный годовой оборот, любовь к искусству не оставляла модельера. Еще в начале своей карьеры он начал приобретать мебель, картины, скульптуры любимой эпохи – XVIII века с его иллюзорностью и театральностью, перламутровыми оттенками, галантными сценками и тончайшим фарфором... Дусе собирал и костюмы того времени – черпал в них вдохновение для новых шедевров.
Но в 1912 году в его восприятии искусства произошел неожиданный перелом. Он продал всю свою – довольно внушительную! – коллекцию антиквариата и увлекся искусством модернизма. Удивительно, но сердце «властелина кружев и оборок» покорил угловатый и агрессивный стиль Пабло Пикассо, дикий колорит и деланная неряшливость Матисса. Он говорил: «Рисунки, которые будет включать собрание, должны будут, в своей совокупности, давать представление о крупных течениях в искусстве, а их детали объяснять происхождение произведений художников и изменения духа последних». Его интересовало мышление художников-авангардистов, столь отличающееся от его собственного, их взгляд на мир, то, что позволяет им создавать собственный стиль. Особенно широко в его коллекции были представлены работы Анри де Тулуз-Лотрека – Дусе является одним из самых крупных коллекционеров его гравюр. Он собирал работы импрессионистов и постимпрессионистов, издания современных писателей… В те же годы у него возник необычный замысел – создать «Библиотеку искусства и археологии». В этой экспозиции он мечтал продемонстрировать основные этапы развития культуры человечества. Дусе консультировался с историками, путешественниками и художниками-дадаистами, авангардными поэтами и археологами…
В 20-х годах популярность модельера постепенно сошла на нет – после Первой мировой войны роскошь и великолепие были уже не в чести. Эти нелегкие годы уничтожили немало модных домов – ученик Дусе, блистательный Поль Пуаре, так и не вернулся к былому блеску. Но Дусе был богат. И теперь он полностью сосредоточился на поддержке художников, организации выставок и коллекционировании. В 1928 году он объединился с модельером по фамилии Дойе, чей модный дом также переживал не лучшие времена, но сохранить клиентуру не удалось.
После смерти обоих дизайнеров в 1929 году объединенный модный дом некоторое время находился под началом французского финансиста Жоржа Обе, но через несколько лет был закрыт. Дусе, не имевший наследников, завещал свою богатейшую коллекцию предметов искусства Франции – Парижскому Университету. В честь кутюрье была названа библиотека университета, часть которой составляют редкие издания из его коллекции – она и сегодня сохраняет это название. Несостоявшийся художник и забытый кутюрье, Жак Дусе сделал неоценимый вклад в развитие моды и искусства.