Наталья Гундарева в кадре и за кадром: как актриса повторила судьбу своей героини из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»
1
1
1,434
просмотров
28 августа могло бы исполниться 72 года знаменитой актрисе тетра и кино, народной артистке РСФСР Наталье Гундаревой, но 15 лет назад она ушла из жизни. Она сыграла более 65 ролей в кино, и многие фильмы с ее участием стали классикой советского кинематографа. Одним из них стал фильм «Одиноким предоставляется общежитие», главная героиня которого оказалась очень близка актрисе, ведь во многом напоминала ее саму…
Драматург, сценарист, сатирик, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Инин

Автором сценария фильма стал драматург, публицист, сатирик, педагог ВГИКа Аркадий Инин. Идеи своих произведений он нередко черпал из окружающей жизни. Инин коллекционировал парадоксальные, смешные и нелепые публикации в прессе, и однажды друзья прислали ему брачное объявление из газеты: «Одинокая женщина хочет выйти замуж за мужчину до 40 лет». В те времена подобные публикации только начали появляться в СМИ и казались читателям абсурдными – разве советская женщина может предлагать себя? Инин рассказывал: «Прислали как хохму. Как это женщина вдруг говорит: «Я хочу замуж»? Это была дикость». Ситуация показалась Инину анекдотичной, и благодаря этому объявлению появился замысел фильма «Одиноким предоставляется общежитие». Название фильма тоже было позаимствовано из газеты – такой фразой завершались объявления о поиске специалистов на работу.

Главные героини фильма *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Интересно то, что тогда слово «одиночество» редко звучало в СМИ и еще реже становилось главной темой художественных фильмов – советский человек не мог быть одиноким, ведь он всегда находился в коллективе! А ведь количество разводов к началу 1980-х гг. достигло рекордной отметки – 4 развода на 10 браков! Инин вспоминал: «В газете появилась заметка-рассуждение, что все мы, конечно, в коллективе, но коллектив состоит из личностей. Если личности несчастливы, то и весь коллектив тоже». Чтобы поближе изучить причины «несчастья личности в коллективе», драматург отправился в женское общежитие станкостроительного завода им. Орджоникидзе. Там он долго общался с местными жительницами и все свои наблюдения записывал в блокнот. Из этих подсмотренных женских судеб родились образы будущего фильма, главной идеей которого стало: личное счастье важнее коллективного!

Кадр из фильма *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Вымышленным был только один персонаж, нетипичный для советской эпохи, – сваха. Сводничество тогда не только считалось неприличным, но и каралось законом. Но именно сваха и стала главной героиней фильма. Передовая ткачиха Вера Голубева в свободное время изучает газетные брачные объявления и подыскивает своим одиноким соседкам по общежитию подходящую пару. Она делает это совершенно бескорыстно – просто из желания помочь женщинам устроить свою судьбу. Аркадий Инин заранее знал, кто должен сыграть эту роль – этот образ в сценарии он писал под Наталью Гундареву, которой был очарован с тех пор, как впервые увидел ее на сцене Театра им. В. Маяковского.

Елена Драпеко и Фрунзик Мкртчян в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Однако у режиссера Самсона Самсонова были свои представления о том, кто должен сыграть главную героиню фильма. Он был большим ценителем женской красоты и в роли Веры Голубевой видел красавицу-блондинку Елену Драпеко, звезду фильма «…А зори здесь тихие». Согласно замыслу сценариста, главная героиня должна была быть не яркой красавицей, а обычной малоприметной работницей ткацкой фабрики. Елене Драпеко перекрасили волосы в темно-русый цвет, одели поскромнее, превратили в серую мышку, но образ все равно получался не тот. Она прошла кинопробы и фотопробы, но в итоге сваху все же сыграла Наталья Гундарева, а Елене Драпеко досталась другая роль – харизматичной Ниночки, невесты Вартана в исполнении Фрунзика Мкртчяна, возвращающего ее в общежитие из-за того, что она не умела готовить.

Режиссер Самсон Самсонов на съемках фильма
Наталья Гундарева в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Наверное, этот выбор главной героини во многом предопределил будущий успех фильма, ведь Гундарева отлично понимала замысел автора, который не хотел снимать ни комедию, ни мелодраму, ни тем более драму в чистом виде. Для него было важно, чтобы его героиня выглядела и комично, и лирично одновременно, чтобы вызывала у зрителей и улыбку, и сочувствие, и симпатию. А Гундаревой подобные роли удавались просто блестяще. Наверное, никто другой не мог бы так точно воплотить его замысел, который Аркадий Инин объяснял так: «Я пишу юмористические и лирические вещи. В своих историях смеюсь над своими недостатками, и довольно часто это совпадает с недостатками других – читателей, зрителей – и тогда они тоже смеются. К жизни отношусь крайне несерьезно. Да и в семье, считаю, без юмора с ума сойти можно».

Наталья Гундарева в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983
Кадр из фильма *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Героиня Гундаревой Вера рассуждает так: «Вот в объявлениях пишут: «Одиноким предоставляется общежитие». Но ведь когда человек одинок, он не может быть счастлив». Поэтому она и пытается помочь своим подопечным. А вот о своем счастье даже не думает – Вера и сама одинока. Когда-то у нее был муж, но брак распался, и после несчастливой любви она просто боится связать свою судьбу с кем-либо из мужчин. Но однажды в их общежитии появляется новый комендант – суровый бывший моряк Виктор Фролов, роль которого блестяще исполнил Александр Михайлов. Между героями сначала возникает резка антипатия, но со временем она перерождается в любовь. И сваха, которая устроила судьбы многих одиноких женщин, в финале фильма сама выходит замуж. За кадром Наталья Гундарева во многом повторила судьбу своей героини.

Наталья Гундарева в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983
Александр Михайлов в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Как и ее героиня Вера, актриса нашла настоящую любовь уже в зрелом возрасте. Она трижды выходила замуж, но о первых двух браках вспоминать не любила. За 10 лет до съемок в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» Гундарева вышла замуж за известного режиссера Леонида Хейфеца, но этот брак продлился всего 6 лет. Муж хотел видеть в ней заботливую хозяйку, а она была тогда слишком сосредоточена на своей карьере. В 1979 г. она вышла замуж за актера Виктора Корешкова, но этот брак вскоре распался из-за измены мужа. К моменту съемок Гундарева успела разочароваться в мужчинах, и чувства ее героини были очень ей понятны и близки. Поэтому зрителям казалось, будто она играет саму себя.

Наталья Гундарева в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983
Александр Михайлов в фильме *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

И так же, как ее Вера, она смогла найти свое счастье тогда, когда сама уже в это не верила. В 1986 г., через 3 года после съемок в этом фильме, актриса вышла замуж за актера Михаила Филиппова, который стал для нее настоящей поддержкой и опорой. Единственное, чего была лишена Наталья Гундарева, – радости материнства. «Детьми я, наверное, плачу за успех, – говорила актриса. – У меня ведь всегда была работа. И она постоянно опережала очередную необходимость завести ребенка».

Кадр из фильма *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983
Кадр из фильма *Одиноким предоставляется общежитие*, 1983

Никто не ожидал того, что комедийная мелодрама, родившаяся из газетного брачного объявления, будет пользоваться таким успехом у зрителей. В 1984 г. ее посмотрело больше 23 млн человек. Многие женщины узнавали в героинях себя, эта история большинству показалась очень понятной, близкой и знакомой. Хотя были и такие, которые присылали возмущенные письма – мол, в своих общежитиях они никогда ничего подобного не видели, и этот фильм оскорбляет не только ткачих, но вообще всех женщин, ведь Вера занимается недостойным делом! Но нельзя было отрицать тот факт, что в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» впервые так просто и открыто на всю страну прозвучала тема, которая на самом деле волновала многих. И после того, как он вышел на экраны, в середине 1980-х гг. в Москве и в Ленинграде, а затем и в других городах, стали появляться первые брачные конторы.

Наталья Гундарева и Александр Михайлов на съемках фильма

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится