Так уж получилось, что в те годы Сена пользовалась большой популярностью у желающих покончить с собой. В парижский морг на острове Сите, который тогда был чуть ли не местной достопримечательностью, привозили десятки тел. Поэтому если установить личность покойника не получалось, то труп выставляли на черном мраморном столе за стеклом специальной витрины. Любой прохожий мог внимательно его рассмотреть и, быть может, опознать. По большей части, конечно, там собирались зеваки, но были также и те, кто искал пропавших родственников. Девушку, о которой идет речь, так никто и не узнал.
Легенда гласит, что патологоанатом в морге был настолько очарован красотой и безмятежностью ее лица, что решил сделать гипсовый слепок — тогда это было распространенной практикой. Действительно, покойная умиротворенно улыбалась, что было совершенно нехарактерно для самоубийц и утопленников. И хотя черты лица покойницы не были канонически безупречными, маска получилась настолько нежной и обаятельной, что с нее сделали массу копий, а затем начали продавать. Посмертная маска «незнакомки из Сены» стала произведением искусства. Ею украшали стены квартир и витрины магазинов, художники писали с нее портреты.
Много было мыслей по поводу загадочного выражения лица усопшей. Философы, глядя на слепок, толковали о жизни и смерти. Альбер Камю сравнивал «незнакомку» с Джокондой. Некоторые писатели даже посвящали ей рассказы. Девушка стала идеалом красоты для европейских модниц, которые хотели походить на нее! Разумеется, с развитием фотографии «спящую красавицу» немедленно «оживили», нарисовав ей широко распахнутые глаза. Владимир Набоков в 1934 году посвятил неизвестной утопленнице стихотворение «Незнакомка из Сены», где предположил, что она наложила на себя руки, будучи соблазненной каким-то «гулякой проклятым, прогоревшим мечтателем»:
Торопя этой жизни развязку,
Не любя на земле ничего,
Всё гляжу я на белую маску
Неживого лица твоего.
В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.
Это далеко не единственная легенда относительно появления загадочного слепка. Оно и неудивительно: мало кто взялся бы утверждать, что маску действительно сняли с мертвого человека, а уж тем более с утонувшего: слишком уж счастливое, спокойное, умиротворенное выражение лица. Ни тени паники или ужаса. Компания BBC даже проводила собственное расследование, и в свое время ее представители обращались к нескольким специалистам. Все они были единодушны: скорее всего, маску сделали с живой модели. Притом с очень молодой, 16 лет или даже моложе. Назывались даже конкретные имена. Например, «незнакомкой» считали артистку из Венгрии Еву Ласло, которая, как говорят, была убита каким-то ревнивцем. На нескольких сохранившихся снимках она и впрямь очень похожа на утопленницу из Сены, но если присмотреться, становится ясно: глаза у нее просто нарисованы, как на модной тогда посмертной фотографии. Говорили также, что слепок был сделан с натурщицы известного французского художника Жюля Лефевра, которая умерла не то от туберкулеза, не то от отравления опиумом. Впрочем, имя ее все равно осталось неизвестным.
История незнакомки волновала умы художников даже в середине ХХ века, и именно тогда она получила неожиданное продолжение. В 1950-х норвежец Осмунд Лаердал развивал небольшой бизнес по производству игрушек — кукол, грузовичков и проч. Также он выпускал небольшими партиями материалы для оказания первой помощи. К нему-то и обратился австрийский врач Петер Сафар, автор курсов по сердечно-легочной реанимации. Нужно было разработать манекен для отработки навыков непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Лаердал отнесся к заказу очень серьезно, потому что за несколько лет до этого с трудом откачал собственного двухлетнего ребенка, захлебнувшегося во время купания.
Поразмыслив, Осмунд решил, что будущий тренажер должен быть «женщиной» — дескать, так ни у кого из обучающихся не возникнет психологического барьера, когда нужно будет репетировать дыхание рот в рот. Норвежец вспомнил маску, висевшую в бабушкиной гостиной — да-да, «незнакомка из Сены» украшала интерьеры даже в Норвегии! А теперь подарила лицо манекену для СЛР и получила имя Анна. Точнее, тренажер называется Resusci Anne («Воскреси Анну»).
Сначала «бездыханная» Анна выглядела примитивно — у нее не было ни рук, ни ног, но уже тогда с ее помощью можно было тренироваться на совесть. Современные же модели манекенов для оказания первой помощи с некоторого расстояния вполне можно спутать с живыми людьми. У них есть руки, ноги и волосы, на них привычная одежда, а их тела изготовлены с учетом всех анатомических особенностей человека.
Любопытно, что на сайте компании Laerdal почти все манекены до сих пор носят имя Анна. Есть портативные Анны (только голова и грудная клетка, такую инструктор по первой помощи легко уместит в дорожную сумку и увезет на какой-нибудь семинар) а есть Анны-младенцы, Анны-подростки и так далее. К самым сложным манекенам, выполненным в полный рост (такие «живут» в учебных заведениях, готовящих будущих медиков и спасателей) подсоединяется дополнительная аппаратура, и специальная компьютерная программа оценивает правильность действий каждого курсанта. Не забыл ли он обеспечить проходимость дыхательных путей? Успевает ли качать манекен со скоростью 100–120 нажатий в минуту на глубину 5–6 сантиметров? Напомним, что по актуальным рекомендациям для взрослых соотношение компрессий и вдохов должно быть 30 к 2.
Конечно, сейчас есть самые разные манекены для СЛР, в том числе и «мужчины». Например, манекен «поперхнувшийся Чарли» — на нем тренируют прием Геймлиха, который применяется, если человек подавился. Есть даже манекены, с помощью которых учат принимать сложные роды. Что же касается Анны, то с 1960-х она «обучила» навыкам сердечно-легочной реанимации более 400 миллионов спасателей. Поэтому ту самую «незнакомку из Сены» и называют «самой целуемой девушкой в мире».