Ее актерская карьера была очень недолгой, и уже больше 30 лет она не снималась в кино. Но в это же время взошла звезда ее дочери, Марии Мироновой, которая пошла по стопам знаменитых родителей и стала одной из самых востребованных современных актрис. Хотя ее связывали с матерью очень нежные отношения, она все же не считала себя хорошей дочерью и недавно призналась, что только после 45 лет осознала, какие ценности для нее первостепенны.
Короткая кинокарьера и недолгий брак с Андреем Мироновым
Наверное, за свой век Екатерина Градова прожила две жизни: в первой из них она была известной актрисой, звездой легендарных фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», а еще – женой и матерью ребенка одного из самых талантливых и популярных советских актеров Андрея Миронова. Те, кто общался с ней в молодости, наверняка не узнали бы ее во второй половине жизни, когда Градова отказалась от актерской профессии и от публичности, пришла к Богу и усыновила мальчика из детского дома. Этого бы она, наверное, тогда не могла предположить и сама.
Она не сразу поняла, что хочет связать свою жизнь с актерской профессией. Ее мать, Раиса Градова, была актрисой, и Екатерина часто бывала в театре, но с детства она изучала английский и немецкий языки и после школы поступила в Московский институт иностранных языков. Однако, проучившись там всего один год, она поняла, что сцена влечет ее куда больше. Градова поступила в Школу-студию МХАТ и уже на 4-м курсе заставила о себе заговорить, когда сыграла главную героиню в спектакле «Таланты и поклонники». Завершив учебу, актриса пришла сначала в Театр им. В. Маяковского, а через 2 года – в Театр сатиры, и выходила на его сцену до 1987 г.
В 20 лет Екатерина Градова начала сниматься в кино, но широкая известность пришла к ней через 6 лет, после роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Как раз во время съемок в этом сериале актриса познакомилась с Андреем Мироновым. Они впервые встретились в Театре сатиры, и всего через 2 месяца он сделал ей предложение, хотя они виделись всего несколько раз. В ноябре 1971 г. актеры расписались. Этот скоропалительный брак удивил всех знакомых Миронова – по их мнению, таким образом он хотел забыть свою прежнюю любовь, Татьяну Егорову.
За 2,5 месяца до премьеры «Семнадцати мгновений весны», 28 мая 1973 г., Екатерина Градова родила дочь Марию, которую назвали в честь матери Андрея Миронова. Позже актриса вспоминала: «Андрей был симпатичным и смешным отцом. Он боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет». Очень боялся кормить Машу кашей. Спрашивал, как засунуть ложку в рот: «Что, так и совать?» А потом просил: «Давай лучше ты, а я буду стоять рядом и любоваться ею».
Вскоре после рождения дочери отношения между супругами испортились. Хотя их объединил театр, взгляды на жизнь у них оказались абсолютно разными. К тому же Миронов оказался не готов к семейной жизни, до Градовой доходили слухи о его увлечениях, и когда она сама убедилась в его неверности, не смогла простить и ушла от него. Позже она очень жалела о разводе с Мироновым – говорила, что ей тогда просто не хватило мудрости и терпения. Градова говорила: «Очень много таких связей на Земле, которые длятся даже момент, а сохраняются и остаются в вечности. Такая связь была и у нас с Андреем». Актриса продолжала любить его и позволила себе начать общаться с другими мужчинами только после того, как Миронова не стало.
Вторая жизнь Екатерины Градовой
После этого Екатерина Градова сыграла еще несколько ролей в кино, самой яркой из которых стала роль подруги «Ручечника» Волокушиной в фильме «Место встречи изменить нельзя», а после 1987 г. не появлялась ни на экранах, ни на сцене театра. Ее знакомые говорили, что она пришла к Богу после того, как в 38 лет у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. Актриса угасала на глазах, а врачи долгое время не могли понять, в чем причина. В религии она нашла утешение, и болезнь на какое-то время отступила. Тогда Градова решила навсегда оставить актерскую профессию и посвятить остаток жизни служению Богу и людям.
Градова окончила Свято-Тихоновский богословский институт и начала преподавать в школах предмет «живое слово». Кроме того, она создала благотворительный фонд и помогала детям-сиротам. Во время паломнической поездки в Оптину пустынь она познакомилась с Игорем Тимофеевым, который в 1991 г. стал ее мужем. Спустя год они решили усыновить воспитанника детского дома Алексея Суховеркова. Он оказался ровесником ее внука, сына Марии Мироновой Андрея.
Чего не может себе простить Мария Миронова
К дочери знаменитых родителей всеобщее внимание было приковано с самого детства. Многим она казалась баловнем судьбы, но сама она так не считала. Отец ушел из семьи, когда она была совсем маленькой, а когда ей было 14 лет, его не стало. Мария не была избалованным ребенком. Когда она начинала свой путь в актерской профессии, отца уже не было в живых, а мать оставила кино и театр.
Всего в своей жизни Миронова добивалась самостоятельно и на вопросы о звездном детстве отвечала: «Ошибочно полагать, что я когда-либо состояла в звездном обществе. Не было такого. Мои родители были разведены, отец умер рано, мы с мамой жили очень бедно. Я работала с 16 лет, потому что мама долгие годы болела. К нам домой каждый день приезжала скорая помощь, и я знала названия всех диагнозов и лекарств, которые только могут быть. Привилегии не то что не коснулись меня – они были от меня до смешного далеко. Единственные, с кем я соприкасалась, – это артисты Театра сатиры. Но и они на тот момент жили достаточно скромно. Так что никакого шума и звездного блеска у меня не было. Напротив – с детских лет я была вынуждена постоянно спасать маму, потом обеспечивать семью, за всё нести ответственность».
Мария говорила, что ее мать, бросив актерскую профессию, наконец нашла себя. Только во второй половине своей жизни она начала заниматься тем, что доставляло ей истинную радость. Мария всегда заботилась о матери, но при этом однажды в интервью призналась, что не считает себя хорошей дочерью: «Мне хочется общаться с ней каждый день вживую, а получается три минуты по телефону. Она скучает и, как ребенок, волнуется каждый раз, когда я уезжаю на съемки. Вот недавно сказала мне: «В детстве, когда мама уходит на работу, ребенок просит: «Мамочка, останься!» А в старости все меняется: ребенок уходит, а маме хочется сказать: «Может быть, ты не поедешь? Не уезжай!».
Сегодня Мария Миронова признается, что перестала слишком серьезно относиться к своей профессии. Она всю жизнь была трудоголиком и слишком много работала, из-за чего не могла уделять достаточно времени своим близким. После рождения второго сына в 2019 г. актриса пересмотрела жизненные приоритеты и поняла, что семья для женщины должна всегда оставаться на первом плане.
Перед тем, как в феврале Мария Миронова отправилась отдыхать на Мальдивы, она успела увидеться с матерью. Конечно, актриса не могла предположить, что эта встреча окажется последней. До этого они не встречались несколько месяцев – Мария была на съемках в Санкт-Петербурге, а перед Новым годом заболела и не приезжала к матери, чтобы не подвергать ее опасности. В последнее время она не жаловалась на здоровье, и беды ничего не предвещало. Когда Мария была на Мальдивах, ей сообщили о том, что матери внезапно стало плохо и ее забрали в больницу. 22 февраля она скончалась от инсульта в возрасте 74 лет.
Незадолго до своего ухода Екатерина Градова призналась, что ее дочь в настоящий момент очень счастлива в браке с человеком, далеким от мира кино. Но имя отца своего младшего сына Федора актриса держит в секрете: Что скрывает от публики Мария Миронова.