Огюстен Пажу: скульптор, который пользовался особым покровительством французских королей
712
просмотров
Огюстен Пажу — уникальный французский скульптор, который в возрасте 18 лет окончил Национальную школу искусств и выиграл Римскую премию. Кто из известных скульпторов был его учеником и сколько лет он посвятил обучению студентов.

Огюстен Пажу (Augustin Pajou; 19 сентября 1730 — 8 мая 1809 гг.) — известный французский скульптор XVIII века, выдающийся представитель классицизма. Огюстен Пажу был одним из наиболее востребованных мастеров искусств своей эпохи, он создал множество масштабных монументальных работ и портретов знаменитых современников. Творчество художника оказало огромное влияние на последующие поколения французских и европейских скульпторов, а в его биографии есть немало интересных фактов.

Огюстен Пажу. Аделаида Лабиль-Жиар. Картина «Портрет Огюстена Пажу», 1782

Огюстен Пажу почти 50 лет активно занимался преподавательской деятельностью и воспитал целую плеяду талантливых учеников. Среди его студентов особо можно выделить:

  • Давида д’Анже (David d’Angers);
  • Франсуа Жозефа Бозио (François Joseph Bosio);
  • Филиппа Лорена Ролана (Philippe-Laurent Roland);
  • Франсуа Жерара (François Gérard);
  • Жак-Эдма Дюмона (Jacques-Edme Dumont).
Огюстен Пажу. Скульптура «Плутон и Цербер», 1760

Биография Огюстена Пажу

Огюстен Пажу появился на свет 19 сентября 1730 года в предместье Парижа. Его отец зарабатывал на жизнь изготовлением скульптурных декоративных орнаментов, и именно он привил сыну любовь к искусству. Мальчик с малых лет помогал в мастерской и оказался чрезвычайно способным учеником. Это может показаться невероятным, но в возрасте 14 лет Огюстен стал самым юным студентом Королевской академии изящных искусств в истории этого учебного заведения.

Огюстен Пажу. Скульптура «Святой Франсуа де Сальский в молитве», 1765

Под руководством профессора Жан-Батиста Лемуана (Jean-Baptiste Lemoyne) Пажу отучился четыре курса и в 1748 году выиграл Римскую премию по специальности скульптура. Юному гению на тот момент было всего 18 лет, но по уровню мастерства он намного опередил своих более зрелых однокурсников. На Огюстена обратил внимание сам король Людовик XV, который обеспечил молодому дарованию щедрую финансовую поддержку на весь период пребывания в Риме.

Огюстен Пажу. Скульптура «Нептун», 1767

В столице Италии Огюстен Пажу прожил одиннадцать лет, но работ этого периода творчества мастера до наших дней почти не сохранилось. Мастер вернулся в Париж в 1759 году и сразу приобрел огромную популярность в столичном обществе. В 30-летнем возрасте он стал профессором академии, а благодаря особому покровительству короля художник постоянно получал высокооплачиваемые заказы.

Огюстен Пажу. Бюст Буффона, 1773

В 1761 году Огюстен Пажу женился на Анжелике Румье, с которой счастливо прожил в браке всю оставшуюся жизнь. У пары родилось двое детей — дочь Флора Катрин и сын Жак-Огюстин-Катрин (Jacques-Augustin-Catherine Pajou), который впоследствии стал известным художником-портретистом.

Огюстен Пажу. Бюст Мишеля-Жана Седена, 1775

В течение 30 лет, вплоть до начала Великой французской революции, Пажу был буквально завален заказами и не испытывал ни малейших финансовых затруднений. По указанию Людовика XV он принимал активное участие в скульптурном оформлении важных правительственных зданий и дворцов. Монументальные работы гениального мастера до сих пор украшают внутреннее убранство:

  • Королевской Оперы в Версале;
  • Дома инвалидов;
  • Дворца правосудия.
Огюстен Пажу. Скульптура «Меркурий», 1780

По личному распоряжению Людовика XVI с середины 1770-х годов Пажу занялся изготовлением целой серии бюстов великих соотечественников, большинство из которых в наши дни находятся в лучших музеях Франции. Кроме того, скульптор плодотворно работал в религиозном и мифологическом жанрах, создавая уникальные шедевры в классическом стиле.

Огюстен Пажу. Скульптура «Блез Паскаль», 1781

Но революция 1789 года кардинально изменила жизнь великого мастера. Постановлением новых властей он был включен в Комиссию по сохранению памятников искусства и, пользуясь случаем, немедленно уехал из Парижа в Монпелье. Спасаясь от революционного террора, скульптор три года прожил в далекой провинции, где ему пришлось заниматься скучной работой по созданию реестра исторических ценностей. Он практически перестал творить, а к концу своего пребывания в Монпелье серьезно заболел.

Огюстен Пажу. Бюст мадам Виже Лебрен, 1785

Вернувшись в Париж в начале 1790-х годов, художник оказался в тяжелом положении. Рынок искусств находился в плачевном состоянии, а проблемы со здоровьем не позволяли ему уехать за рубеж. Хотя Наполеон и поручил скульптору несколько важных заказов, профессиональная карьера Пажу неумолимо приближалась к концу.

Огюстен Пажу. Скульптура «Портрет мужчины», 1791

Незадолго до смерти власти отобрали у мастера личную студию в Лувре и заставили его переехать в другое помещение. Забытый и униженный, уставший от лишений и проблем со здоровьем, Огюстен Пажу умер 8 мая 1809 года в возрасте 78 лет. Его тело похоронили на скромном кладбище Фонтене-о-Роз, расположенном на западной окраине французской столицы, где и сегодня находится его могила.

Огюстен Пажу. Скульптура «Верность, мать постоянной любви», 1799

Самые известные работы Огюстена Пажу

Среди множества прекрасных шедевров, созданных гениальным скульптором, сложно выделить несколько лучших произведений. И все же, самыми известными работами Огюстена Пажу считаются:

  • «Плутон и Цербер» (1760) — произведение, созданное сразу же после возращения из Рима. На ежегодном художественном салоне эта работа была отмечена высшей наградой, а сегодня она украшает один из залов знаменитого Лувра.
  • «Меркурий» (1780) — скульптурное изображение древнегреческого бога торговли. Шедевр выполнен в лучших традициях античного искусства и поражает зрителей идеальными пропорциями обнаженной мужской фигуры.
  • «Блез Паскаль» (1781) — монументальный памятник, посвященный великому французскому ученому. Автор изобразил Паскаля сидящим в кресле с одной из своих таблиц в руке, а вокруг него разбросаны книги и бумаги.
  • «Покинутая Психея» (1785-1790) — шедевр позднего периода творчества мастера. Автор искусно изобразил прекрасную молодую девушку, которая по представлениям древних греков была олицетворением человеческой души, переполненной скорбью и страданиями.
Огюстен Пажу. Скульптура «Покинутая Психея», 1785-1790

Огюстен Пажу на протяжении многих лет был самым известным французским скульптором и заслуженно купался в лучах славы. Великим мастером он остается и сегодня для миллионов ценителей искусства, искренне полюбивших его творчество.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится