Мы любим кино по разным причинам. Убедительная игра актёров, захватывающий сюжет, мастерство оператора и композитора – лишь немногие из факторов, способных сделать фильм запоминающимся и любимым.
Оригинальные восточноазиатские фильмы обретают растущую популярность на Западе. Они покоряют зрителей необыкновенной красотой живописных пейзажей, лирической эстетикой и сильными мизансценами. Режиссёры Японии, Южной Кореи, Китая, Гонконга и Тайваня смело экспериментируют, пересекая границы жанров, чем отличаются от голливудских фильммейкеров, придерживающихся основных тенденций. В этом списке мы представляем вам яркие и визуально ошеломляющие фильмы, снятые в странах Восточной Азии.
Любовное настроение / Hua yang de nian hua (2000, Вонг Карвай)
«Любовное настроение» – артхаусная мелодрама Вонга Карвая, признанная одним из самых выдающихся достижений мирового киноискусства за последние десятилетия. Лента, полностью покоряющая своей мягкостью, необыкновенной красотой и чувственностью. Действие разворачивается в колониальном Гонконге 1962 года. Чоу и Су (Тони Леунг, Мэгги Чеунг), живущие в соседних квартирах, узнают о том, что их вторые половинки завели роман. Что же им делать? Может, отомстить? Но они не такие. Это сдержанный эротизм, где желание сохраняется в полной секретности. Любовь навсегда остаётся тайной.
Проклятие золотого цветка / Man cheng jin dai huang jin jia (2006, Чжан Имоу)
Эпичная историческая драма, в которой угасшая любовь между двумя власть имущими приводит к обману, предательству и заговору. Возвратившись домой с войны, император получает холодный приём от императрицы. Но за измену её ждёт кровная месть, которая завершится грандиозной батальной сценой. Фильм блещет потрясающими костюмами. Их великолепие было отмечено многими наградами и номинациями.
Куклы / Dolls (2002, Такэси Китано)
«Куклы» – одна из самых лирических и пронзительных драм Такэси Китано. Она восхищает эстетикой, красками, композициями, визуальными метафорами. В фильме переплетаются три независимых сюжета, три истории любви, похожие на притчи. Это драматичное и размеренное кино, завораживающее, наполняющее мыслями и эмоциями.
Три времени / Zui hao de shi guang (2005, Хоу Сяосянь)
В «Трёх временах», как и в «Куклах», повествуется о трёх глубоких и трогательных историях любви. Здесь тайваньский кинорежиссёр даёт толкование природы времени, случайностей, страсти и печали. Визуальная красота фильма не в малой степени обязана талантливой операторской работе Марка Ли Пинбиня, мастерскому использованию освещения, оформлению мизансцен и стильным костюмам героев, отлично передающим дух трёх разных эпох из истории Тайваня.
Харакири / Seppuku (1962, Масаки Кобаяси)
Фильмы Кобаяси отличаются театральностью, напоминающей древнегреческие трагедии, лиричностью и симметричной композицией кадров.
«Харакири» – типичное изящное произведение Кобаяси, ставшее ценнейшим вкладом в кинематографический жанр дзидайгэки. В нём повествуется о нищем ронине, который приходит в самурайский клан, чтобы совершить харакири. В развитие сюжета умело вписаны геометрические интерьеры японских домов, красивые природные пейзажи и напряжённые боевые сцены.
Сказки туманной луны после дождя / Ugetsu monogatari (1953, Кэндзи Мидзогути)
Ещё один шедевр дзидайгэки. Этот фильм принёс Мидзогути «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, получил восторженные отзывы критиков и зрителей, вошёл в число любимых фильмов Андрея Тарковского и постоянно входит в списки наилучших фильмов всех времён.
Режиссёр гармонично вплетает судьбы своих персонажей с их семейно-бытовыми заботами в исторические события. Чёрно-белая картина завораживает проницаемостью границ между реальностью и волшебством, сочетанием атмосферных сцен, выразительных крупных планов, динамичной сменой эпизодов, простотой и мудростью.
Рождённый убивать / Koroshi no rakuin (1967, Сэйдзюн Судзуки)
60-е годы – золотое десятилетие для японского кино, отличившееся экспериментами, инновациями и бунтарским духом. Сэйдзюн Судзуки – один из самых ярких представителей этой эпохи.
«Рождённый убивать» – фильм о довольно неуклюжем киллере, который занимает третье место в рейтинге якудза и старается сохранить свой статус, берясь за сложновыполнимые задания.
Судзуки использовал в этой картине разнообразные кинематографические приёмы: от ракурсов и композиционного состава, напоминающих немецкий экспрессионизм, до крупных планов, пародирующих жанр «нуар».
Подними красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991, Чжан Имоу)
Чжан Имоу – один из самых признанных и известных кинорежиссёров Восточной Азии, первый режиссёр, прославивший китайское кино во всём мире. Многие его фильмы считают шедеврами, непревзойдёнными по визуальной красоте и потрясающими идеальностью кадров.
Его отличительная черта – прекрасно поставленные боевые сцены, яркие краски и изумляющие природные пейзажи. Но ещё до создания «Дома летающих кинжалов» и «Проклятия золотого цветка» Имоу снял ряд драматических фильмов, лишённых эпичности, но, безусловно, визуально привлекательных.
«Подними красный фонарь» – история о девушке, которая, не имея средств, чтобы продолжить учёбу в университете, становится четвёртой женой могущественного феодала.
Горечь и сладость / Dalkomhan insaeng (2005, Ким Чжи Ун)
Безжалостный молодой гангстер южно-корейской мафии завоевал расположение боса и стал его идеальным доверенным лицом. Но однажды он отказывается убить молодую женщину и навлекает на себя большие неприятности. На первый взгляд сюжет выглядит совершенно типично для криминального кино, но фильм гораздо более глубокий, утончённо-стильный, шикарный и атмосферный.
Женщина в песках / Suna no onna (1964, Хироси Тэсигахара)
Хироси Тэсигахара – один из наиболее выдающихся авангардных режиссёров Японии, известный художественными экспериментами, смелым новаторством и размытием границ жанров.
В фильме «Женщина в песках» рассказывается о том, как энтомолог, задержавшийся в пустыне, остаётся на ночлег в доме молодой вдовы. В жилище, расположенное в песчаной яме, он спускается по верёвочной лестнице, а наутро обнаруживает, что лестница исчезла. Он оказывается в ловушке с женщиной посреди песчаного карьера, не имея возможности выбраться.
Золото сегуна / Goyôkin (1969, Хидэо Гося)
Пожалуй, более любого из своих современников Хидэо Гося знал, как сплести захватывающее повествование из, казалось бы, простого сюжета.
В этой истории о самурае, находящемся в поисках искупления, отдельного внимания заслуживает произведение композитора Масару Сато и выдающаяся операторская работа Кодзо Окадзаки. Прекрасная кинокартина, одна из лучших в жанре чамбара.
Весна, лето, осень, зима... и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter... And Spring (2003, Ким Ки Дук)
«Весна, лето, осень, зима... и снова весна» – южнокорейский фильм, действие которого происходит на изолированном озере, где в маленьком плавучем храме живёт старый монах-целитель и его юный воспитанник. Вместе с героями мы наблюдаем, как один сезон приходит на смену другому, и как годы проносятся мимо. Происходящие события кажутся такими же неизбежными, как и смена времён, показывающих цикл жизни.
Это завораживающая драма Ким Ки Дука с короткими диалогами и незатейливой историей, спокойный и созерцательный шедевр идеально соответствующий формуле: «когда меньше – значит, больше».
Сны Акиры Куросавы / Yume (1990, Акира Куросава)
Этот фильм во многом автобиографичен и действительно основан на снах режиссёра. Фильм похож то на сон, то на кошмар с уникальной эфирной атмосферой, характерной для перфекционизма Куросавы.
«Сны» состоят из нескольких не связанных между собой коротких историй, вращающихся вокруг полуреалистичных/полусюрреалистических сюжетных линий. Режиссёр использует природные пейзажи в качестве холста, на который помещает плоды своего воображения. В результате фильм отчасти напоминает яркую театральную пьесу. В одном из эпизодов Курасава попадает в картину Винсента Ван Гога, где встречает живописца, роль которого исполнил Мартин Скорсезе.
Касание Дзен / Xia nü (1971, Кинг Ху)
Монументальная кинокартина жанра уся и, несомненно, один из самых значимых фильмов, снятых в Восточной Азии. По версии Гонконской кинопремии «Касание Дзен» занимает 9-е место в списке 100 лучших китайских фильмов.
Главные герои фильма – неуклюжий художник и девушка-беглянка. Опять-таки боевые сцены, горные и лесные пейзажи, философские мотивы составляют особую ценность этой киноленты Кинга.
Олдбой / Oldboy (2003, Пак Чхан Ук)
В 2013 году Спайк Ли снял свою версию фильма «Олдбой», но мы ориентируемся на оригинал, который на десять лет раньше выпустил режиссёр и сценарист Пак Чхан Ук. Эта детективная драма удостоилась множества наград и считается одной из лучших кинолент корейского кинематографа. Квентин Тарантино назвал «Олдбой» «абсолютным шедевром». Фильм занял восемнадцатое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа».
Харизма / Karisuma (1999, Куросава Киёси)
Киёси Куросава больше прославился фильмами ужасов и детективами. Не многим из его поклонников известна картина «Харизма», которую можно назвать экологическим триллером.
Посреди леса стоит странное дерево, называемое «Харизмой». Есть люди, которые хотят его уничтожить, поскольку считают, что из-за него гибнут другие деревья. Но есть и те, кто хочет его защитить. Метафорически изображена извечная проблема выбора между интересами общества и интересами индивидуума.
Фильм украшают бескрайние лесные пейзажи, закаты и рассветы. Доминирует зелёный цвет, символизирующий жизнь и энергию, но ему противопоставляются другие, унылые цвета. Созданная режиссёром мирная атмосфера становится зловещей и мрачной.
Герой / Ying xiong (2002, Чжан Имоу)
«Герой» – один из самых ярких китайских фильмов, философская притча и невероятно красивый фэнтезийный боевик, возведённый в статус культового кино. На фоне раскола в Китае к императору являются три загадочных воина, и кто-то из них должен убить правителя. Живописные краски добавляют остроту драматической истории, динамично разворачивающейся в трёх новеллах. В США «Герой» занял 3-е место в рейтинге самых кассовых иностранных фильмов.