Оскар Шлеммер (Oskar Schlemmer; 4 сентября 1888 — 13 апреля 1943 гг.) — известный немецкий художник ХХ века, яркий представитель модернизма, выдающийся мастер живописи и скульптуры. Оскар Шлеммер также был авторитетным сценическим дизайнером, хореографом и теоретиком искусств. В своем творчестве он смело экспериментировал с различными стилями, писал картины, создавал фрески, разрабатывал оригинальные декорации и костюмы для театральных постановок. Биография этого талантливого человека насыщена интересными фактами и знаменательными событиями.
Оскар Шлеммер значительную часть своей жизни посвятил преподавательской и научной деятельности. Он был одним из лучших учителей школы Баухаус (Bauhaus), где вел уроки рисования и теории сцены, а также разработал новаторский междисциплинарный курс под названием «Человек», намного опередивший свое время.
Биография Оскара Шлеммера
Оскар Шлеммер родился 4 сентября 1888 года в Штутгарте. Он был самым младшим, шестым по счету ребенком в семье предпринимателя и малоизвестного поэта-любителя. К сожалению, родители будущего художника умерли, когда ему было одиннадцать лет, и с этого момента воспитанием мальчика занималась старшая сестра.
В 1903 году Оскар бросил школу и устроился учеником в мастерскую по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь он освоил основы рисунка, после чего в 1906 году поступил в Штутгартскую академию художеств. Под руководством профессора Фридриха фон Келлера (Friedrich von Keller) он успешно завершил обучение по специальности живопись и в 1911 году перебрался в Берлин с твердым намерением сделать самостоятельную профессиональную карьеру художника.
Двухлетнее пребывание в столице Германии оказало сильное воздействие на молодого человека. Здесь он познакомился с разнообразными направлениями авангардного искусства, увлекся идеями кубизма и абстракционизма, написал несколько интересных картин, но так и не смог добиться признания публики и критиков. Трезво оценив сложившуюся ситуацию, Оскар Шлеммер вернулся в Штутгарт, где популярный художник Адольф Хёльцель (Adolf Hölzel) предложил ему работу помощника в своей мастерской.
Вскоре Оскар Шлеммер получил заказ на изготовление двенадцати фресок для главного зала немецкой выставки Werkbund в Кельне и блестяще справился с этой работой. Тогда же молодой живописец решился открыть в Штутгарте новый художественный салон авангардного искусства, но эта идея оказалась провальной. Из-за жестких нападок критиков в прессе ему пришлось от нее отказаться.
В начале Первом мировой войны Оскар ушел добровольцем в действующую армию. Он успел побывать и на Западном, и на Восточном фронте еще до того, как получил серьезное ранение и был признан негодным к воинской службе. После длительного лечения Шлеммер выписался из госпиталя в самом конце войны и вернулся в Штутгарт. Здесь он вместе с сокурсником по академии Вилли Баумейстером (Willi Baumeister) занялся организацией выставок своих работ, в том числе в престижной берлинской галерее Der Sturm.
На этот раз произведения Шлеммера были встречены публикой гораздо теплее. Начался наиболее плодотворный и успешный этап его профессиональной карьеры, продлившийся до прихода нацистов к власти. В 1919 году Шлеммер создал первые скульптурные композиции, а спустя год женился на Хелене Тутеин. В браке у пары родилось трое детей.
Тогда же художник получил приглашение возглавить кафедру настенной росписи в только что организованной школе Баухаус, и принял заманчивое предложение. Он переехал в Веймар, где закончил работу над знаменитым «Триадическим балетом», для которого лично создал декорации и костюмы. Уже первая премьера этого музыкального произведения в Штутгарте принесла автору широкую известность, а спустя несколько лет модный спектакль с огромным успехом демонстрировался в Париже и Нью-Йорке.
Вместе со школой Баухаус в 1925 году Оскар Шлеммер переехал в Дессау, где возглавил отдел сценического искусства и продолжил преподавательскую деятельность. А спустя еще 4 года он перевелся в Бреслау на должность профессора Академии художеств, которую позже закрыли по политическим причинам. Удивительным образом Шлеммеру удавалось совмещать чтение лекций, написание картин и поездки на выставки со своими произведениями по всему миру.
Талантливый художник находился на пике славы, когда в 1933 году в Германии пришел к власти Гитлер, и с этого момента жизнь мастера начала стремительно меняться в худшую сторону. Нацисты запретили проведение его персональной выставки в Штутгарте, а произведения мастера причислили к так называемому «дегенеративному искусству». Опасаясь политических преследований, Шлеммеру пришлось вместе с семьей уехать в глухую провинцию, в курортный городок Зеринген, расположенный в предгорьях немецких Альп.
Из-за травли нацистских властей живописец оказался в очень тяжелом материальном положении. От него отвернулись заказчики, картины никто не хотел покупать, врачи диагностировали у художника сахарный диабет, а затем и болезнь Боткина. Душевные и физические потрясения катастрофически ослабили здоровье и стали причиной его ранней смерти. 13 апреля 1943 года Оскар Шлеммер скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет и был похоронен на лесном кладбище Штутгарта под скромной могильной плитой.
Самые известные картины Оскара Шлеммера
Знаменитый немецкий художник оставил потомкам много достойных произведений разных жанров и стилей. И все же, самыми известными картинами Оскара Шлеммера считаются:
- «Роман» или «Пять фигур в космосе» (1925) — знаковая работа мастера, в которой фигуры двух женщин и двух мужчин размещены в строгом геометрическом порядке. Этот шедевр художника, чудом уцелевший в годы войны, сегодня хранится в музее швейцарского города Базеля.
- «Лестница Баухауса» (1932) — произведение, созданное в знак протеста против закрытия знаменитой школы современного искусства. Фигуры людей, поднимающихся и спускающихся по лестнице, символизируют стремление человечества к светлому будущему, над которым нависла угроза фашистской диктатуры.
- «Три фигуры на перилах» (1933) — одна из последних работ автора, написанных до начала активной травли гитлеровцами. В ней еще присутствует светлая цветовая гамма, впоследствии полностью исчезнувшая из картин художника.
- «Обед» (1935) — произведение, наглядно иллюстрирующее значительные перемены, произошедшие в немецком обществе. Безликие персонажи на фоне темных стен сидят за обеденным столом, накрытом белой скатертью.
Оскар Шлеммер прожил яркую и насыщенную событиями жизнь великого гения. А его прекрасные шедевры навсегда останутся в памяти благодарных потомков.