От Девадатты до Великого: как 10 самых важных религиозных расколов повлияли на историю
713
просмотров
В то время как тонкие различия в доктрине часто существуют от одного места поклонения к другому, иногда они могут быть настолько сильны, что провоцируют раскол. Сегодня мы расскажем вам о десяти самых серьезных религиозных расколах в истории.

Раскол Девадатты

Раскол Девадатты

Это самый короткий раскол в этом списке, поскольку большинство из них существуют в некотором роде до наших дней, а раскол Девадатты - это событие, которое произошло в первые дни зарождения буддизма. Двоюродный брат Будды стремился навязать своим собратьям-монахам более строгие законы, настаивая на том, чтобы они все вели более аскетичный образ жизни. (Одной из самых суровых мер было то, что он считал, что они не должны жить в зданиях, а вместо этого жить в лесу всю свою жизнь.) Затем он попытался взять на себя руководящую роль, но Будда отверг его идеи, даже дойдя до того, что издал формальный акт провозглашения против Девадатты, который все больше и больше сердился на Будду.

В итоге Девадатта организовал три покушения на Будду:

  1. Подослал наемных убийц, которые вместо того, чтобы убить Будду, были обращены.
  2. Попытка сбросить валун со склона горы на Будду.
  3. Освобождение слона, в то время как Будда собирал милостыню.

Все они оказались неудачными. Хотя Девадатте сначала удалось убедить 500 буддистов присоединиться к нему, потом они его покинули.

Радикальная Реформация и Анабаптизм

Радикальная Реформация и Анабаптизм

Анабаптизм был сформирован в результате раскола протестантизма. Но некоторые спорят на этот счет, считая, что его сформировали в начале 1600-х годов, наряду с другими новыми сектами. Главная отличие заключалась в том, что анабаптисты верили во взрослое крещение. Они также были ярыми пацифистами и отказывались давать клятвы, что значительно усилило их преследование.

Самая известная история с участием анабаптистов – Мюнстерское восстание. Тогда радикальные анабаптисты, возглавляемые триумвиратом Бернхарда Ротмана, Яна Маттиса и Яна Ван Лейдена, стремились создать общинный рай в немецком городе Мюнстере. В конце концов ситуация переросла в осаду, и Маттис погиб в тщетной попытке стать вторым Гидеоном. Ван Лейден тогда стал лидером. В конце концов, осаждающие захватили город, казнив ряд видных анабаптистов. Примечательно, что железные корзины, в которых были выставлены их тела, до сих пор висят на шпиле собора св. Церковь Ламберта, а сами трупы были убраны примерно пятьдесят лет спустя после восстания.

Несторианский Раскол

Несторианский Раскол

Несторий был Константинопольским Патриархом, широко известным как духовный лидер восточного православия в V веке. Спор, в который он вскоре оказался втянутым, сосредоточился вокруг того, что Иисус Христос не был одновременно полностью божественным и полностью человеческим. Скорее он был двумя отдельными людьми в одном теле, одним полностью божественным и одним полностью человеческим. Несторий быстро обрел грозного врага в лице Кирилла, Патриарха Александрийского.

Он также хотел изменить давний титул Девы Марии с Богородицы («несущая Бога») на Христотокос («несущая Христа»). В конце концов, он был осужден в Эфесском соборе, в 431 году, и впоследствии сослан императором Феодосием II (позднее его осуждение было поддержано на Халкидонском соборе в 451 году.)

Хариджитов Раскол

Хариджитов Раскол

Хаварийцы образовали секту в результате исхода битвы при Сиффине, последней битвы в первой фитне (мусульманской гражданской войне). Когда Али ибн Аби Талиб, правящий Халиф и двоюродный брат пророка Мухаммеда, был вынужден уйти в отставку, передав халифат мятежному Муавии I, Хаварии объявили о своем гневе, заявив, что переговоры, которые происходили, были против Бога. Они отказались признать любого из претендентов.

Раскол Гностицизма

Раскол Гностицизма

Гностицизм часто рассматривается как ответвление раннего христианства, хотя некоторые считают, что он действительно возник в иудаизме. Так или иначе, главенствующее убеждение, объединяющие гностиков, состояло в том, что физический мир – это ловушка, препятствующая накоплению знаний, лежащих в духовном мире.

Они также отделились от иудаизма и христианства в вопросе о сотворении мира. Для гностиков существует главенствующий всемогущий Бог, и одна из его эманаций, фигура, известная как демиург, создала физическую Вселенную.

Дигамбара против Шветамбары

Дигамбара против Шветамбары

Джайнизм – одна из древнейших религий. Некоторые ученые считают, что она появилась в VI веке до нашей эры. Это мирная, аскетичная религия, главный девиз которой – Параспаропаграхо Дживанам, что переводится как «вся жизнь связана воедино взаимной поддержкой». Вскоре после своего основания джайнизм разделился на две школы мысли, обе из которых остаются доминирующими верованиями в религии.

Первая – Дигамбара, санскритское название «облаченный в небо», секта, в которой аскетичная жизнь доведена до такой крайности, что приверженцы мужского пола даже не носят одежды. (Женщины носят незашитые сари.) Что еще отличает их от других джайнов, так это вера в то, что совершенные святые не нуждаются в пище, что женщины не могут достичь мокши («духовного освобождения»), не став сначала мужчиной.

Вторая – Шветамбара, санскритское название «белые одежды». Принадлежащие к секте верующие носят простую белую одежду, так как они не верят, что аскеты должны оставаться обнаженными. За исключением вышеуказанных различий, эти две секты разделяют одну и ту же доктрину.

Протестантская Реформация

Протестантская Реформация

Наиболее ярко выраженная и начатая Мартином Лютером, опубликовавшим свои «девяносто пять тезисов» в 1517 году, протестантская Реформация, стремилась очистить Католическую Церковь от болезней, которые, по мнению ее приверженцев, вводили истинных христиан в заблуждение. Главным из них была практика индульгенций, когда грешники могли сократить свое пребывание в Чистилище, совершая добрые дела, или, к ужасу протестантов, платя Церкви.

Раскол Арианства

Раскол Арианства

Арий был христианским Богословом в Александрии в III и IV веках н. э. Его место в истории является результатом религиозных споров с Афанасием, другим христианским Богословом в Александрии. Основной догмат арианства состоял в том, что Иисус Христос был сотворен Богом, что означало, что он не был частью Троицы. Хотя он никогда не называл конкретной даты сотворения Христа, Арий, тем не менее, считал, что Бог в какой-то момент был один, после чего он создал своего сына.

Афанасий вместе с несколькими другими критиками утверждал, что это превратило христианство в политеистическую религию и полностью разрушило христианскую идею спасения. В течение десятилетий арианство было популярной альтернативой «господствующему» христианству, и дебаты были, в конечном счете, урегулированы на Первом Никейском Соборе в 325 году, где учения секты были официально признаны ложными.

Суннитско-Шиитский Раскол

Суннитско-Шиитский Раскол

Вскоре после смерти пророка Мухаммеда в 632 году, в недавно сформировавшейся религии Ислама возникла проблема: кто станет его преемником в качестве духовного лидера? Это стало проблемой, которая расколола мусульманский мир надвое. Приверженцы суннитской секты считали, что мусульманская община была права, избрав тестя Мухаммеда Абу Бакра первым халифом, в то время как шииты считали, что Мухаммад на самом деле намеревался взять на себя роль своего зятя Али ибн Аби Талиба.

В конце концов, сунниты, по-видимому, победили, поскольку они представляют до 90 % от общего числа мусульманского населения во всем мире.

Великий Раскол

Великий Раскол

Великий Раскол, известный также как раскол между Востоком и Западом, был одним из самых важных событий в истории христианства, результатом которого стало создание католицизма и восточного православия. В 1054 году разногласия между западными и восточными церквями достигли точки кипения. Восточные лидеры были расстроены строгим учением Запада о церковном безбрачии, а западные лидеры были расстроены желанием Востока использовать квасной хлеб в Евхаристии (Святом Причастии) и их отвержением Христа как источника Святого Духа. Наконец, существовал практический вопрос о том, имеет ли папа власть над патриархами, или наоборот.

Кульминацией этого стало двойное отлучение Папы Льва IX и Михаила Церулария, Константинопольского Патриарха.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится