Современная и советская мода – два абсолютно разных понятия. Если у нас есть возможность в любой момент пойти в магазин и выбрать для себя как брендовое платье, так и модель из масс-маркета, то у девушек, живущих в СССР, такой роскоши не было. Им приходилось буквально добывать себе обновки, веря на слово очередным спекулянтам. Или, сидя перед большими экранами, перерисовывать фасон платья любимой героини советского фильма, а потом бежать в ателье с просьбой пошить точно такой же наряд.
Леночка Крылова, «Карнавальная ночь»
Мода 50-х годов считается самой изящной и очаровательной за всю историю ХХ века. Именно тогда был создан и прославлен силуэт песочных часов. Наряды, которые были актуальными в то время, скрывали недостатки, подчеркивали женские изгибы, делали свою обладательницу хрупкой и утонченной. Эталоном красоты 50-х была тонкая талия, королевская осанка, покатые плечи. И больше всего этому эталону соответствовала Людмила Гурченко с ее талией в 48 сантиметров.
В фильме «Карнавальная ночь» ее героиня Леночка Крылова демонстрирует лучшие наряды в стиле Кристиана Диора. В своих очаровательных платьях девушка напоминала цветок – с пышной юбкой длиной до щиколотки, на каблуках и в нейлоновых чулках со швом. Зрители восторгались женственным платьем в горошек с рукавами-фонариками, но когда увидели Леночку в черном наряде с вертикальным рядом пуговиц и белой муфтой – потеряли дар речи.
После премьеры фильма, большинство девушек принялись садиться на диеты и утягивать талии, чтобы хоть немного повторить образ Гурченко. Однако на этом влияние актрисы на советских женщин не закончилось – дамам также понравилась прическа ее героини, поэтому спустя несколько месяцев на улицах можно было встретить множество красавиц с короткой стрижкой и завивкой.
Нина, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Если Леночка Крылова покорила всех своей женственностью и элегантностью, то спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина показала, что красиво можно выглядеть и в простой, удобной одежде. Ее очаровательная улыбка и танец твист, исполненный в обтягивающих брюках-капри, топе с квадратным вырезом и тканевых кедах покорили девушек по ту сторону экрана. Наверное, главной причиной подобной реакции стало то, что образ Нины сильно отличался от принятых в 60-х скромных и целомудренных нарядов.
Несмотря на простоту, облик «лучшей девушки СССР» как нельзя лучше демонстрирует основных модные тенденции того времени: яркий макияж, короткая стрижка и здоровый румянец.
Анна Сергеевна, «Бриллиантовая рука»
В 1968 году на большие экраны выходит фильм «Бриллиантовая рука». И первое, что бросается в глаза – это не прекрасный сюжет и не профессиональная работа актеров, а роскошный и смелый образ Анны Сергеевны. Блондинка с длинными прямыми волосами предстала перед телезрителями в халате-трапеции выше колена с меховым воротником, перламутровыми пуговицами и в белых туфлях на каблуке. Художники по костюмам знали на чем делать акцент – чистые линии и простота кроя наряда как нельзя лучше подчеркнули стройность ног и женственный силуэт Светличной.
Однако, подобный стиль подходил далеко не всем советским девушкам. Лишь смелые и раскрепощенные модницы могли себе позволить выйти в таком наряде на улицу. Одни красотки заваливали актрису письмами с просьбами рассказать, где можно купить розовый халат, а другие со всех ног мчались в ателье с надеждой, что швея поможет повторить образ Анны Сергеевны.
Халат – не единственное, чем Светличная покорила представительниц прекрасного пола. Еще она щеголяла в брючном костюме белого цвета, который является отличным дополнением гардероба и в 2020 году – еще одно доказательство того, что мода циклична и старые тренды возвращаются с завидной регулярностью.
Зиночка, «Иван Васильевич меняет профессию»
Начинающий модельер Вячеслав Зайцев не мог упустить возможность создать стильный и яркий look для героини Натальи Селезневой Зиночки. За основу он взял образы популярной модели Твигги, которая обожала мини-юбки. Короткое платье-рубашка красного цвета и топ в полоску, в которых супруга инженера Тимофеева предстала перед зрителями, навеивали воспоминания о моде 60-х годов. Что касается розового платья миди с геометричной белой окантовкой, то оно олицетворяло собой творчество Пьера Кардена. И, конечно, не стоит забывать про белоснежный костюм с рукавами-пагода. Это ослепительное творение Зайцева восхитило и вдохновило советских девушек – все хотели выглядеть так же ярко, смело и восхитительно, как Зиночка. Увы, купить такие модные вещи в то время было практически нереально, поэтому женщинам приходилось проявлять талант художника – зарисовывать фасоны нарядов, увиденных в кинотеатре, и приходить в ателье с просьбой пошить именно такое платье или костюм.
Наденька, «Ирония судьбы, или С легким паром!»
1975 год ознаменовался выходом фильма, который много лет ассоциируется у всех с Новым Годом. Даже сейчас большинство людей говорят, что не представляют себе 31 декабря без шампанского, мандаринов и «Иронии судьбы». Возможно, дело не только в занимательном сюжете, но и в главной героине Наденьке – стильной учительницы, которая сразу же привлекала внимание женщин к своей персоне. Художники по костюмам нарядили Барбару Брыльску в приталенное платье-рубашку из карамельного крепа в стиле Ива Сен Лорана, в котором она выглядела очень модно. Предсказуемо, что сразу после выхода картины советские красотки начали искать выкройки, чтобы сшить такой же простой, но, одновременно с этим, элегантный наряд.
Вторым элементом гардероба Наденьки, который сразу же захотели приобрести советские девушки, стала пышная лисья шапка. Впрочем, модницы и на этом не остановились. Они мечтали полностью повторить образ, созданный по всем канонам 80-х годов: прическа с завитыми концами, серо-голубые тени, коралловая помада, бледное лицо.
Людмила Прокофьевна, «Служебный роман»
Мы подозреваем, что «Модный приговор» и прочие подобные телепрограммы взяли за основу идею из фильма «Служебный роман». Перевоплощение Людмилы Прокофьевны из мымры в загадочную, изысканную женщину поразило всех, и заставило по-другому взглянуть на роль одежды в жизни девушек. Изначально ее наряды полностью соответствовали дресс-коду и тому положению, которая она занимала: строгие однообразные костюмы коричневого цвета, непримечательная голубая рубашка. Весь гардероб главной героини подчинялся практичности и рациональности.
Обратите внимание: Если бы в комплекте с костюмом она надела бы интересную блузку с декоративными элементами (драпировкой, например), сделала бы легкий макияж и модную прическу, и завершила образ акцентными туфлями и сумкой, то ее аутфит заиграл бы новыми красками.
Но больше всего девушкам запомнились наряды после перевоплощения строгой начальницы Новосельцева. Первое платье – в клетку, чуть ниже с большими пуговицами, темно-синим геометричным воротником и карманами в тон. Второе – более романтичное, с оригинальным принтом. Изюминкой наряда стал воротник-стойка и V-образный вырез.