От Синьора Карера до безымянного надгробия в церкви Святого Марка: мистические места и городские легенды Милана
653
просмотров
В Милане немало интересных мест, о которых часто не знают даже местные жители — они просто проходят мимо любопытных объектов и не обращают на них никакого внимания.

Многие из этих мест окутаны ореолом тайн, а истории, связанные с ними, зачастую относятся к городским легендам, ведь никто не берется с уверенностью утверждать: правда это или нет.

СИНЬОР КАРЕРА

Гуляя по центру города, попробуйте спросить у прохожих, где находится щур Карера (Scior Carera). Интересно, сколько прохожих дадут правильный ответ, ведь даже зная не только название улицы, на которой он находится, но и точный адрес искомого объекта — Corso Vittorio Emmanuele 13 — статую, притаившуюся у магазина Zara, можно не заметить и запросто пройти мимо. На миланском диалекте слово Sciur означает «синьор» — так миланцы окрестили статую. Второе слово в названии — Carere — относится к надписи на латинском языке, что красуется на постаменте статуи. Фразу можно разобрать и сегодня, кстати, она — мудрая: «Carere debet omni vitio qui in alterum dicere paratus est» — «Тот, кто собирается критиковать ближнего, должен быть лишен любых недостатков/дефектов».

Синьора Карера еще иногда называют «каменным человеком» — «omm de preja» на миланском диалекте. Мраморное изваяние датировано III веком, оно представляет собой мужчину, облаченного в тогу с богатой драпировкой. У статуи нет рук, а голову Синьору Карере заменили в X веке — это голова статуи архиепископа Адельманно Менколоцци с типичной прической средневековых священников. Чем же щур Карера прославился? Дело в том, что «каменный человек» Милана — это аналог Пасквино (Pasquino) — знаменитой римской говорящей статуи. Во время австрийского владычества в Италии на синьора Карера незаметно вешали анонимные записки, в которых иностранные власти подвергались уничижительной критике и всячески высмеивались.

Так в 1848 году австрийское правительство обязало миланцев платить очередной налог – на табак и сигары. В качестве протеста граждане решили отказаться от курения, а генерал Радецкий приказал своим солдатам ходить по городу и демонстративно курить. 18 марта 1848 года один из горожан, которому показалось вызывающим поведение австрийского солдата, пускающего дым прохожим прямо в лицо, выхватил у военного сигару и бросил ее на землю. Солдат попытался арестовать миланца, но окружающие заступились за горожанина. Протест охватил весь город и вскоре привел к освобождению Милана от австрийцев.

СЛЕД РОГОВ ДЬЯВОЛА У БАЗИЛИКИ СВЯТОГО АМВРОСИЯ

Слева от Базилики Святого Амвросия — покровителя Милана — находится римская колонна, которую еще называют «колонной дьявола». На ней можно увидеть два углубления, которые, согласно легенде, были сделаны рогами самого Сатаны. Считается, что Темнейший пытался ввергнуть Святого Амвросия в искушение, но потерпел неудачу.

Тогда Дьявол решил Святого Амвросия ликвидировать физически и попытался пронзить его рогами, но в цель не попал и врезался в колонну. Дальше, согласно легенде, Сатана долго и безуспешно пытался освободиться и, наконец, превратился в серу и исчез. Говорят, что, приблизившись к колонне, можно учуять запах серы, а если приложить к камню ухо, то услышать и шум адской реки Стикс.

На самом же деле, колонна использовалась во время коронации германских императоров. Когда они принимали христианство, то символически обнимали колонну в знак того, что их справедливость будет такой же прямолинейной как данная колонна. Но неграмотный и суеверный народ ничего не понимал в политических соглашениях и приписывал обращение в новую веру дьявольскому вмешательству. Впрочем, если окажитесь близ «дьявольской колонны», попробуйте прислушаться и принюхаться: а вдруг?

КАМЕНЬ НЕВИННЫХ В БАЗИЛИКЕ САНТО-СТЕФАНО МАДЖОРЕ

В Базилике Святого Стефано — Санто-Стефано-Маджоре (Santo Stefano Maggiore) у самого входа можно заметить железную решетку в полу. Под ней скрыт так называемый «камень невинно убиенных». По легенде, именно на этом камне в 367 году по приказу императора Валентиниана приняли мученическую смерть четыре христианина — об этом говорит соответствующая надпись на мраморной плите.

А еще недалеко от этого камня почти тысячу лет спустя — 26 декабря 1467 году — был убит миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца. Произошедшее позже было описано советником и другом герцога Орфео Ченни да Рикаво, который в то утро сопровождал герцога на службу. Один из заговорщиков — Джованни Андреа — находился церкви, и как только герцог вошел, убийца нанес ему удар кинжалом. Герцог произнес: «Я погиб!», и убийца нанес ему еще один удар в живот. Два других участника заговора нанесли удары в шею, голову, запястье и бока. Всё произошло в мгновение ока, герцог упал на землю, а заговорщики дождались, пока он умрет.

Церковь Санто-Стефано-Маджоре интересна еще и тем, что здесь был крещен Микеланджело Меризи, более известный, как Караваджо. В 2007 году в архивах базилики было обнаружено свидетельство о крещении Караваджо — это положило конец длительным спорам ученых о том, в каком же городе родился художник, ведь существовала гипотеза, что родным городом мастера мог быть не Милан, а городок Караваджо в провинции Бергамо.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЕРНАРДА НА КОСТЯХ

У церкви Сан-Бернардино-алле-Осса — говорящее название, оно переводится, как церковь Святого Бернардина (или Бернарда) на костях. Действительно, если зайти в средневековую церквушку, повернуть направо, а затем пройти по узкому коридору, то можно попасть в самую настоящую часовню-костехранилище. Она была заложена в 1210 году, но восстановлена в 1695. Стены часовни от пола до потолка вымощены человеческими костями и черепами. Многие сложены в форме креста или же в виде буквы М — это инициал Девы Марии.

Согласно некоторым легендам в часовне хранятся кости христиан, которые под предводительством Святого Амвросия погибли в борьбе с арианами. По другой легенде — это кости миланцев, погибших во время нашествия готов в IV веке. Но в действительности место, где сейчас находится капелла, в Средние века было кладбищем и там хоронили умерших из располагавшейся поблизости больницы – Ospedale del Brolo. Когда в XIII веке на кладбище не осталось свободных мест, тела усопших были эксгумированы, а кости поместили в местную церковь Скорбящей Девы Марии.

В часовне черные стены и тусклый свет. Кости уложены художественными рядами. Единственное яркое пятно, контрастирующее с мрачным убранством этого места, — фреска Себастиано Риччи на своде капеллы, она носит название «Торжество душ среди ангелов».

КОЛОННА ВЕРЦИЕРЕ

Сегодня Верциере – один из центральных районов Милана с насыщенным дорожным движением. Его название происходит от слова Verza, что переводится с итальянского языка, как «капуста». Нетривиальное имя район получил по весьма тривиальной причине — тут до 1783 года находился овощной рынок. А еще это был один из самых опасных кварталов Милана: здесь жили рабочие, грузчики и проститутки. Мало того, поговаривали, что именно здесь находилось и место встречи ведьм. По мнению добропорядочных граждан, от Верциере следовало держаться подальше, ибо в квартале царили грех и разврат. Зато известный поэт Карло Порта, писавший на миланском диалекте (его памятник можно увидеть недалеко от Оссария святого Бернардина), придерживался другого мнения, многие свои произведения он посвятил именно жителям Верциере.

А вот верующие из братства Порта Тоза не видели ничего поэтического в атмосфере этого района. Чтобы немного снизить градус чертовщины, они решили установить в Верциере статую Спасителя, мол, если городские власти ничего не делают для искоренения зла и порока в квартале, то пусть об этом позаботится Всевышний посредством своего изображения. Работы по созданию статуи начались в 1583 году, но почти сразу же были остановлены. Дело в том, что в истовом запале спасти квартал братство позабыло испросить у городских властей разрешение на застройку общественного места. Прошло 20 лет и колонна из бавенского гранита была завершена, но лишь спустя почти 90 лет — в 1673 году на ее вершину водрузили статую Спасителя. Другие источники сообщают, что статуя Христу была установлена на колонне ex-voto, то есть в память о прекращении эпидемии чумы в 1577 году. Мол, во время эпидемий основание колонны (еще без статуи Спасителя) служило алтарем и благодаря богослужениям на открытом воздухе, больные тоже могли присутствовать на службе.

Согласно другой легенде когда-то статуя Христа была обращена в сторону церкви Святого Бернардино, а изменила она свое положение вот какой причине. Однажды юная красавица Барбаринетта в сопровождении отца возвращалась вечером домой, но на них напали. В результате отец Барбаринетты погиб, а красавицу похитили. Девушку спас впавший в немилость и находившийся в бегах аристократ. Красавица полюбила его, но хеппи-энда не получилось. Спасителя Барбариентты задержали и приговорили к смерти, а девушка от горя выбросилась из окна своего дома. Говорят, статуя Христа, ставшая свидетельницей самоубийства, из жалости отвернулась в другую сторону.

СИМВОЛ ТАМПЛИЕРОВ НА ФАСАДЕ БАЗИЛИКИ СВЯТОГО АМВРОСИЯ

С базиликой Святого Амвросия связано множество легенд. Например, на ее фасаде находится до сих пор не разгаданное изображение. Справа от входа, под колокольней монахов можно увидеть декор, напоминающий шахматную доску.

Некоторые исследователи полагают, что в изображении зашифрована библейская трактовка, и это магический символ, отгоняющий злых духов, а кто-то считает, что это символическое изображение Милана. Но самая впечатляющая трактовка следующая — этот знак оставили тамплиеры во время своего пребывания в столице Ломбардии.

В 1135 году в Милане действительно побывали рыцари храма, они возвращались из крестового похода и останавливались во дворе базилики. Поскольку шахматы вероятно были изобретены в Индии, выдвигается версия, что именно тамплиеры привезли эту игру в Европу из Святой земли. Кроме того, стэндард тамплиеров можно назвать упрощенной шахматной доской: половина белая, половина черная. Хотя эта гипотеза несколько условна, в Милане имеются и другие знаки того, что тамплиеры проходили здесь, а слева, при входе в базилику внимательный турист может обнаружить еще два изображения с шахматным орнаментом.

БЕЗЫМЯННОЕ НАДГРОБИЕ В ЦЕРКВИ СВЯТОГО МАРКА

В церкви Святого Марка, в правом от алтаря трансепте можно увидеть странное надгробие, представляющее собой горельеф человека, лицо которого было удалено. Надгробие находится в вертикальном положении — это всё, что сохранилось от саркофага, в котором некогда находилось тело покойного. Фигура облачена в средневековые одежды, руки скрещены на животе, а голова покоится на подушке, украшенной цветами.

Возможно, это был человек благородного происхождения, но в любом случае он был зажиточным, ведь подобное надгробие могли себе позволить лишь богачи. Однако по неизвестным причинам этот человек был наказан после смерти.
Некоторые исследователи выдвигают предположение, что речь идет о так называемом damnatio memoriae, наказании применявшимся еще во времена Римской империи, но пользовавшимся популярностью и в Средние века. Его суть заключалась в следующем: все записи и упоминания о человеке уничтожались, чтобы у потомков не осталось воспоминаний о предке, которому был вынесен приговор.

Наказание damnatio memoriae особенно часто применялось к тем, кто совершал тяжелое преступление в отношении церкви. Поэтому-то от этого человека не осталось ничего: ни лица, ни надписей на краю плиты, которые тоже были тщательно удалены. Так что, какое именно преступление этот человек и кем он был для историков, похоже, так и останется загадкой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится