На этом парадоксы не заканчиваются. Немногие зрители знают о том, что ее связывало с Одессой и почему она называла фашистом Андрея Кончаловского...
В это трудно поверить, но у темнокожей актрисы были предки-одесситы: ее прабабушка по материнской линии родилась в еврейской семье в Одессе и провела там половину жизни. Позже семья эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке. О своих предках актриса говорила: «Все женщины в моем роду были сильными личностями. Они никогда не называли себя феминистками, не произносили громких слов, но все, что происходило внутри семьи – случалось по их инициативе. От них я унаследовала привычку ко всем неприятностям относиться с юмором».
Настоящее имя Вупи Голдберг – Кэрин Элейн Джонсон. Она родилась в Нью-Йорке, в семье священника и медсестры. В начале творческой карьеры она взяла псевдоним Вупи (свое детское прозвище) Голдберг (ее мама шутливо объяснила, что фамилия Джонсон недостаточно еврейская для того, чтобы стать звездой). Но прежде чем прийти в актерскую профессию, она прошла долгий и непростой путь, который едва не оборвался еще в молодости.
В школе она не показывала никаких успехов – из-за врожденной дислексии у нее были проблемы с чтением и письмом. К тому же к занятиям она не проявляла никакого интереса, зато с 8 лет выступала в экспериментальном детском театре Элен Рубенстайн, где получила единственные в своей жизни уроки актерского мастерства. У нее не было не только актерского образования, но даже оконченного среднего – несколько лет она числилась среди отстающих, а потом и вовсе бросила школу.
В конце 1960-х гг. Кэрин ушла из дома и, примкнув к движению хиппи, поселилась в их коммуне. Там она пристрастилась к запрещенным препаратам, долгое время нигде не работала и жила на пособие по безработице. Эта история могла бы завершиться очень печально, и мир никогда не узнал бы имя актрисы Вупи Голдберг, если бы Кэрин Джонсон не встретилась в начале 1970-х гг. с активистом движения против наркотиков Элвином Мартином. До этого она несколько раз безуспешно пыталась избавиться от своей зависимости, но без посторонней помощи у нее это не получилось. Элвин помог ей справиться с этой проблемой, а вскоре стал ее мужем и отцом ее единственной дочери Алекс.
Не имея никакого образования, Кэрин работала где придется: она укладывала кирпичи, была и ночным сторожем, и гримером тел в морге, пока однажды в одном из театральных агентств ей не подыскали актерскую вакансию в новом театре города Сан-Диего. Ее муж не хотел уезжать из Нью-Йорка, и Кэрин приняла решение с ним расстаться после 6 лет совместной жизни. Вдвоем с дочерью она перебралась на западное побережье Америки. На театральной сцене Кэрин начала выступать уже как Вупи Голдберг. В театре она имела большой успех. После моноспектакля, в котором актриса сыграла все 6 ролей, к ней пришла первая популярность. Однажды эту постановку увидел режиссер Майк Николс и помог ей в середине 1980-х гг. организовать выступление на Бродвее.
В 30 лет Вупи Голдберг получила свою первую главную роль в кино, в фильме «Цветы лиловые полей». Услышав о подготовке к экранизации романа Элис Уокер «Лиловый цвет», актриса отправила письмо писательнице с просьбой дать ей главную роль в этом фильме. Элис видела ее выступления на театральной сцене, поэтому поддержала эту идею и обратилась к Стивену Спилбергу с этим предложением. Кинодебют был триумфальным – фильм стал одним из главных кинособытий 1985 г., за эту роль Вупи Голдберг получила «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар».
После этого актриса много снималась, в основном в комедийном и эксцентрическом амплуа, но в ее репертуаре были и сильные драматические роли, например, в голливудском фильме Андрея Кончаловского «Гомер и Эдди», который получил Гран-при на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Позже Кончаловский признался, что работа над фильмом продвигалась сложно из-за того, что их отношения с актрисой не заладились с самого начала и ее образ в фильме вышел совсем не таким, каким его задумывал режиссер: «Вупи из породы «самоиграющих» актеров и не любит, чтобы постановщик вмешивался в то, что она делает на съемочной площадке. Считала, что я фашист, что нельзя так жестоко обращаться с актерами. Конечно, эту роль должен был играть актер, от которого исходит опасность. А от Вупи физической опасности исходить не может. Она очаровательна, смешна, обаятельна. Она талантливая актриса, большая звезда. Но не Эдди».
Конечно, самой яркой и знаковой киноработой Вупи Голдберг стала роль медиума-аферистки Оды Мэй Браун в фильме «Призрак» («Привидение»). В этом образе режиссер изначально видел Опру Уинфри, но Патрик Суэйзи убедил его пригласить Вупи Голдберг, которая была непревзойденной в комедийном амплуа. В итоге этот выбор принес фильму «Оскар» – его вручили Вупи Голдберг, которая оттеснила на задний план актеров, сыгравших главные роли, и победила в номинации «Лучшая актриса второго плана».
Ее привлекательность называли парадоксальной. Она никогда не была красавицей, но при этом пользовалась успехом у мужчин и без труда покоряла всех, кто находился в центре ее внимания. После развода с первым мужем актриса еще дважды выходила замуж, у нее было несколько гражданских браков, но все эти союзы просуществовали недолго. В 34 года Вупи Голдберг стала бабушкой – ее дочь в 16 лет родила дочку Амару. В настоящее время у актрисы есть еще два внука.
Вупи Голдберг не раз говорила о том, что все три своих брака заключила под давлением окружающих, в то время как сама не испытывала в этом потребности: «Сначала люди ждут, когда у тебя появится бойфренд. А потом с нетерпением ждут, когда вы поженитесь. Мне не хотелось ни с кем делиться свои чувствами, не хотелось, чтобы меня спрашивали, зачем я делаю те или иные вещи. Но в отношениях без этого никак, поэтому мне потребовалось много времени, чтобы понять, что брак – не для меня. Ты не должен вступать в брак, только потому, что от тебя все этого ждут».
Только спустя годы актриса сделала неожиданное заявление о том, что никого из трех мужей по-настоящему не любила. При этом она признается, что на данный момент чувствует себя абсолютно счастливой и ни с кем не хочет жить вместе. Что ж, видимо, это еще один парадокс самой обаятельной некрасивой красавицы Голливуда!
Для Патрика Суэйзи роль в этом фильме тоже стала знаковой: Как появилась самая романтическая киноистория 1990-х «Призрак».