Пьер-Огюстен Карон родился 24 января 1732 года в семье часовщика Андре-Шарля Карона и Мари-Луиз Пишон. Маленький Пьер не отличался особенным послушанием и всё свободное время проводил на улице, где вместе с другими мальчиками и девочками участвовал в шумных играх и развлечениях. Интересно, что в любой забаве Карон исполнял главную роль. Особенно он любил устраивать потешные суды со своими друзьями, на которых разбирались их жалобы. Копируя поведение взрослых, Пьер решал дела так, что и истец, и ответчик наказывались одинаково.
В 10 лет мальчик начал учиться в школе в Альфоре. Здесь Пьер пробыл только три года. Почему отец забрал сына из школы, точно непонятно. Скорее всего, у него не было средств, чтобы продолжать содержать и учить ребёнка. Старший Карон надеялся, что подросток станет хорошим помощником и работником. Ожидания отца не оправдались: в 13 лет Пьер вёл праздную жизнь, занимаясь музыкой. Юноша сошёлся с «жуирующей молодёжью». Это привело к тому, что он стал поздно возвращаться домой или вовсе пропадать на несколько дней. Подобное поведение разгневало Карона, и отец выгнал сына из дома.
Изгнание, которое принято считать фиктивным, сильно повлияло на мировоззрение молодого человека. Он всеми силами пытался вернуться домой и заслужить прощение. В результате подписания «договора», определявшего условия проживания юноши на родной улице Сен-Дени, Пьер помирился с родителями и стал заниматься семейным делом. Атмосфера, окружавшая его с тех пор, во многом сформировала характер Бомарше.
Первые успехи
Талант, замеченный старшим Кароном, скоро проявил себя: Пьер изобрёл совершенно новый часовой механизм, сделавший автора изобретения известным во всей стране. Это открытие было совершено в июле 1753 года. Многие исследователи утверждают, что если бы Бомарше сделал нечто другое, то он никогда бы не добился успеха. Подобная точка зрения объясняется историческими реалиями того периода развития французского общества. Тогда часы считались не просто прибором для измерения времени, а предметом роскоши, показателем статуса человека.
После утверждения изобретения Академией наук талантливый мастер получил большое количество заказов от самых известных людей Франции. Людовик XV присвоил ему титул придворного часовщика. Он равно был заинтересован и в мастере, и в его работах. Пьер Карон преподнёс королю часы с новым механизмом и продемонстрировал их придворным. Влияние изобретателя при дворе росло.
Благодаря своему ремеслу наш герой познакомился с Марией-Мадленой Франке, которая должна была стать его женой. Свадьба состоялась 22 ноября 1756 года. С этого момента Пьер добавляет к своей фамилии «де Бомарше» от названия имения супруги, существование которого не подтверждено. Мария умерла через год после свадьбы, 29 сентября 1757 года. Сразу распространились слухи о том, что Пьер отравил её. В их основе, конечно, лежало желание очернить успешного молодого человека, заслужившего одобрение короля.
Лишившийся богатства жены Бомарше вернулся к занятиям музыкой, которые очень не любил его отец. Он играл на разных инструментах, но особенное внимание уделял арфе. Как талантливый механик, Пьер внёс изменения в её конструкцию и снова оказался в центре внимания. Новости о его прекрасной игре на арфе достигли Людовика XV, и король пригласил Бомарше в качестве учителя к своим дочерям. Однако завистники не оставили попыток подорвать доверие главы Франции к самородку. Они каждый раз напоминали королю о низком происхождении Пьера, открыто смеялись над бывшим часовщиком, распространяли грязные слухи о ничтожном положении его отца. Бомарше удавалось сохранять своё честное имя, но постоянные столкновения истощали его силы. Свидетельством подавленного состояния Пьера является его поэма «Оптимизм», в которой он выступил против мысли о возможности счастья человека на земле.
Новые поиски
В то время, когда Бомарше находился в глубокой меланхолии, один из самых известных людей Франции 18-го века — Пари-Дюверне — мечтал стать покровителем наук и образования. В 1751 году он с помощью мадам Помпадур получил разрешение на строительство военной школы. Время шло, и работы подходили к концу. Все усилия привлечь внимание короля к новому учреждению были тщетны. Тогда Пари-Дюверне предложил талантливому музыканту Пьеру стать его компаньоном. Эта затея увенчалась успехом, и Бомарше получил возможность «заработать достояние» под руководством миллионера. Для полного счастья амбициозному молодому человеку не хватало только дворянского чина.
Вскоре представилась замечательная возможность добиться желаемого. Старший Карон уступил просьбам сына, положившись на Пари-Дюверне, и разрешил ему оставить занятия часовым делом. 9 декабря 1761 года Пьера назначили секретарём короля. Затем обстоятельства сложились так, что через несколько месяцев после этого освободилась очень выгодная должность надзирателя вод и лесов. Конечно, Бомарше решил претендовать на неё. Однако его враги не могли допустить очередной успех «выскочки» и вступили в борьбу с ним. Спор затянулся, и на эту должность назначили другого человека. Тем не менее Пьер оказался во французской администрации: купил себе чин генерал-лейтенанта королевской охоты. В этом статусе Бомарше пробыл с 1763 по 1773 год.
В 1764 году, сделав перерыв в дворцовой службе, он уехал в Мадрид, чтобы восстановить доброе имя своей сестры, Лизетты Клавиго, обманутой женихом. В Испании Пьер показал все свои лучшие качества: сумел добиться расположения министров, приблизиться ко двору и избавиться от старого соперника. И всё-таки он не реализовал ни один из своих проектов.
Когда Бомарше вернулся в Париж, состоялся его литературный дебют. В 1767 году вышла пьеса «Евгения», а в 1770-м — драма «Два друга». Чем были вызваны эти события? Во-первых, его семья всегда проявляла особый интерес к сентиментальной литературе. Склонность писателя к ней предопределила характер первых произведений. Во-вторых, личный опыт Бомарше. Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится представителю «третьего сословия». В-третьих, Пьер всегда любил пробовать себя в чём-то новом. «Евгения» и «Два друга» не пользовались популярностью у зрителя, но эти несколько лет автор запомнил как самые спокойные и счастливые в его жизни.
В 1770 году умер компаньон и друг Бомарше Пари-Дюверне, и его наследники обвинили Пьера в обмане. Начался судебный процесс, на котором он должен был продемонстрировать свои ораторские способности. Сначала Бомарше везло, и он выиграл дело в первой инстанции. Однако потом удача отвернулась от него, и во второй инстанции Пьер проиграл. Писатель пытался расположить советника к себе, из-за чего стал участником нового дела о попытке подкупа государственного чиновника. Перед ним стояла трудная задача: нужно было убедить парламент, что отданные деньги — подарок, а не взятка. К решению этого вопроса Бомарше подошёл творчески. Он выпустил «Мемуары», где со свойственной ему беспощадностью обличил судебную систему Франции. Работа имела колоссальный успех. 26 февраля 1774 года процесс завершился. Судья был снят с должности, а его жена и Пьер получили выговор. «Продолжения мемуаров» помогли Бомарше одержать победу над наследниками Пари-Дюверне.
Во время войны за независимость в США (1775−1783 гг.) Бомарше через организованную им фирму обеспечивал поставки оружия для восставших американцев. Интересно, что деньги, затраченные на это, правительство США не вернуло ни Пьеру, ни его наследникам.
Появление Фигаро
На период 1774—1784 гг. приходится расцвет творчества Бомарше. В это время он писал своему отцу: «Моей голове не чуждо ничто из самого широкого и возвышенного: она одна понимает и охватывает то, что заставило бы отступить дюжину обыкновенных и неподвижных умов».
Первый вариант «Севильского цирюльника» был написан в 1772 году. Значительное влияние на пьесу оказало пребывание писателя в Испании, где он увлёкся интермедиями (короткие пьесы, которые ставились в перерывах между действиями основного спектакля). Изначально Бомарше хотел, чтобы «Цирюльник» ставился на итальянской сцене, но там комическую оперу отвергли. К 1774 году Пьер переработал произведение и сделал его обычной комедией. Первое представление было запланировано на 12 февраля 1774 года. За день до него полиция сняла все афиши с «Севильским цирюльником». Люди, раскупившие билеты в театр, ожидали увидеть там отголоски недавнего судебного процесса, но Бомарше в четвёртом выпуске мемуаров требовал самого строгого наказания для себя, если это будет отражено в пьесе. В итоге «Цирюльника» показали в 1775 году. Автор добавил пятый акт, отвечавший запросам публики, но комедия провалилась.
В 1781 году была написана «Женитьба Фигаро». Несмотря на то, что в это время у Бомарше установились хорошие отношения с правительством, пьесу долго не допускали к постановке. Как и «Тартюф» Мольера, она вышла на сцену после её чтения в частных кружках и домашних театрах. Решающую роль сыграла постановка в доме графа Водрёйля. 27 апреля 1784 года «Женитьба Фигаро» с большим успехом была представлена во французском театре. Люди, жаждавшие увидеть новинку, не могли достать билеты. По мнению Барро, после этой пьесы «в душную и тёмную Францию вдруг полился свет, повеял свежий воздух при громе весёлого смеха, так и подмывавшего на борьбу».
«Женитьба Фигаро», бывшая продолжением «Севильского цирюльника», имела гораздо большее значение для общества. Фигаро стал благородным и ярким выразителем мнения народа, его желаний и надежд. Корни этого следует искать в духовном родстве автора и героя.
Успех сопутствовал новой работе Бомарше не только на родине, но и в других странах. В частности, в России, где о ней узнали благодаря переводчику Лабзину.
«Женитьба Фигаро» стала апогеем творческой славы Пьера Бомарше. После неё он потерял ключ к понимаю общественных явлений и не видел тех ростков новых идей и мнений, которые появлялись вокруг него. Как говорит Барро, «дороги писателя и общества расходятся всё больше и больше».
Последние годы
В 1787 году Бомарше принял участие в судебном процессе, который продлился два года. Он встал на защиту госпожи Корнман, обвинённой в неверности супругу. Как и раньше, Пьер продемонстрировал свои способности в литературе и ораторском искусстве и выиграл дело. Однако люди не разделили его позицию и остались на стороне обиженного супруга.
В 1792 году Бомарше предпринял попытку снова выпустить свои «Мемуары», но публика встретила их равнодушно. Неудачной оказалась и постановка последней части трилогии о Фигаро — «Виновная мать, или Второй Тартюф».
Драматург попытался издать сочинения Вольтера и потратил на это предприятие большую сумму. Затраты не окупились: плохая подготовка материала для сборника привела к убыткам. Кроме того, в 1792 году Бомарше не выполнил условия договора с правительством по поставке для армии 60 тыс. ружей. Лишь бегство в Лондон спасло его от грозящего наказания.
Бомарше умер 18 мая 1799 года. Кончина стала большой неожиданностью для всей семьи. Одного из известнейших деятелей эпохи похоронили в его доме-замке.