Первый успех пришел к нему намного раньше съемок в этом фильме, ведь еще в конце 1950-х гг. о нем заговорили в Каннах, а его фамилия была известна еще до того, как он начал сниматься в кино! За что актер не любил своего самого знаменитого героя, и почему «Дядя Степа» Михалкова был похож на него как две капли воды – далее в обзоре.
Крестьянская фамилия и знаменитая творческая семья
В этой семье все были незаурядными людьми, творческими и талантливыми. Родоначальником актерской династии стал дядя Алексея, Николай Баталов – выходец из крестьянской семьи, с 17 лет выступавший на сцене МХТ под руководством Константина Станиславского. В 19 лет он начал сниматься в немом кино, и фильм «Мать» с его участием стал шестым в списке самых лучших картин мирового кино. Спустя почти 30 лет ту же роль в одноименном фильме исполнил и его племянник, Алексей Баталов. В 32 года Николай сыграл главную роль в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь». Его младший брат Владимир, отец Алексея, тоже стал актером театра и кино, но больше был известен как помощник Станиславского и режиссер-педагог киностудии «Мосфильм».
Мать Алексея, Нина Ольшевская, дочь главного лесничего Владимирской губернии и польской аристократки, графини Понятовской, тоже была ученицей Станиславского и выступала на сцене МХТ, но в эпизодических ролях и массовых сценах. Позже она перешла в Театр Красной Армии, но и там главных ролей ей не доверяли. Ее талант раскрылся в большей степени в режиссуре и педагогике: во время войны в эвакуации Ольшевская стала основателем Бугульминского русского театра, на сцене которого в 14 лет впервые появился перед зрителями ее сын Алексей, а после возвращения в Театр Красной Армии обучала актерскому мастерству молодых артистов. Близкой подругой Нины Ольшевской была Анна Ахматова, и она часто бывала в их доме, а одно время даже жила вместе с ними, и Алексей в детстве был уверен в том, что она – его «приемная бабушка».
Родным городом Нины Ольшевской был Владимир, а позже она переехала в Москву. Алексей Баталов рассказывал: «Я – москвич, но родили меня во Владимире. Фамилия наша, Баталовы, – крестьянская. Она происходит от слова «ботало» – это колокольчик, который вешали на шею коровам. Дядя Коля Баталов уверял, что пошел наш род от Баталини – был такой цирюльник при дворе Екатерины II. Но во МХАТе и не такое придумывали!». Родители Алексея развелись, когда ему было 5 лет, и его воспитанием занимался отчим – писатель-сатирик, сценарист и карикатурист Виктор Ардов. Именно он поддержал пасынка, когда тот решил рискнуть своей карьерой во МХАТе и написать заявление об уходе из-за того, что его пригласили сниматься на киностудии «Ленфильм».
Первые кинороли
Первое появление Алексея Баталова на экранах зрители вряд ли запомнили – это был эпизод в фильме о партизанке Зое Космодемьянской, его имя даже не упоминалось в титрах. На съемочную площадку он попал в 16 лет не благодаря знаменитым родственниками – однажды к ним в класс пришли сотрудники киностудии, и основным условием для съемок в кино был не только артистизм, но и хорошая успеваемость. Баталов сразу подтянулся в учебе и получил свою первую кинороль. Родители отреагировали на его дебют со всей строгостью профессионалов: «Прежде чем сниматься в кино, нужно учиться!» После этого он не снимался 10 лет.
В Школу-студию МХАТ Баталов поступил только со второго раза. Родители могли похлопотать за сына, но для него было важно добиться успехов самостоятельно. В 26 лет актер получил свою первую главную роль в кино в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». Этот режиссер стал его крестным отцом в кино и позже снял его в своих фильмах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «В городе С.». В те времена Хейфиц разглядел в нем то, чего не видели другие. Баталов говорил: «Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да еще в цветное, рядом с такими китами, как Андреев, Лукьянов, Кадочников! Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой», в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований».
Фильм «Дама с собачкой» консультировала одна пожилая дворянка, которая помнила дореволюционную эпоху. Увидев походку Баталова, она недовольно заявила: «Он косолапит! Так русские интеллигенты той эпохи не ходили». Раздосадованный актер пытался исправить походку, но у него так ничего и не получилось. А когда они приехали на съемки в Ялту, к Баталову подошел старик-лодочник и сказал: «Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил...».
«Летят журавли»
Громкая слава и признание пришли в Баталову в конце 1950-х гг., когда он вместе с Татьяной Самойловой снялся в фильме «Летят журавли», удостоенном главного приза – «Золотой пальмовой ветви» – Каннского кинофестиваля. Никто не знал о том, что на съемках этого фильма актер серьезно пострадал: в одной из сцен ему нужно было во время драки упасть в реку. Баталов рухнул прямо на торчавшие из воды стволы деревьев и ветки и сильно поранил лицо. Ему наложили несколько швов, и он уже мысленно попрощался с актерской профессией. К счастью, порезы быстро зажили, и уже через месяц Баталов смог вернуться на съемочную площадку. А его кинокарьера после международного триумфа пошла на взлет.
Прообраз Дяди Степы
Первой женой актера стала Ирина Ротова, с которой они жили в одном дворе и встречались с 16 лет. Едва дождавшись совершеннолетия, они зарегистрировали брак. Вот только он долго не продержался – Баталов рассказывал, что теща была им очень недовольна и постоянно говорила дочери о том, что актер – профессия несерьезная и неподходящая для семейной жизни. А вот с тестем, художником-карикатуристом Константином Ротовым, у Алексея сложились прекрасные отношения.
Баталов признавался: «Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо! Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был дядей Степой, но это действительно так!» Дочь Ирины Ротой и Алексея Баталова Надежда рассказывала: «Отец ему не позировал. Он просто за ним наблюдал в быту и делал зарисовки. Вариантов было много. Но завершить начатое не удалось. В тот же год без предъявления каких-либо обвинений дед был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск. И, как вы знаете, книга с его иллюстрациями была издана только в 1957 году…».
Неоднозначный Гоша
Несмотря на невероятный успех в кино и большое количество главных ролей, большинству зрителей Алексей Баталов запомнился в роли Гоши из фильма «Москва слезам не верит». Его героя обожали, миллионы зрительниц искали мужчин, похожих на него. А вот сам актер этих восторгов не разделял и так рассуждал о своем персонаже: «Одинокие советские женщины его не рассмотрели как следует. Он прославил меня, и я ему, конечно, благодарен. Но я прекрасно понимал, для чего весь этот Гоша был нужен. Он нужен был только для того, чтобы сколько-нибудь благополучно закончились двухсерийные мытарства несчастной женщины. Но разве он идеален? Не удивлюсь, если через три дня после свадьбы он ударит любимую бутылкой по голове. А почему нет, если он от первой жены ушел. Все дело было в необходимости хэппи-энда. Толстой, кстати, издевался над этим. Он говорил: когда я читаю в финале романа, что они поженились, у меня возникает впечатление, что человека загнали в клетку ко льву и на этом оборвалось повествование. Да и какой же Гоша идеальный! Бросил жену, пристает в электричке к незнакомой женщине, пьет вусмерть, дерется…».
Два сезона любви Алексея Баталова: лишь две женщины оставили глубокий след в душе и жизни артиста