И не только зацепить каждого зрителя в отдельности, но и затронуть интересы нескольких соседних держав. Какие бы споры сегодня не велись об этом фильме, как бы одни - не ругали, а другие - не хвалили его, но все сходятся в одном - для своего фильма Бортко подобрал потрясающий актерский состав, который блестяще выполнил свою работу.
Напомним, что «Тарас Бульба» - художественный фильм, который экранизировали по одноименному бессмертному произведению Николая Гоголя, о сильных духом людях, любви и предательстве, преданности родной земле и казацком братстве. Этот фильм, снятый Владимиром Бортко в 2008 году - поистине эпическое полотно, где ярко проявились - боль, надрыв, вечный поиск, взлёты и падения народного духа.
Отдельно несколько слов хотелось бы сказать о режиссере Владимире Бортко, давно зарекомендовавшим себя отменным экранизатором классических художественных произведений. Многие знают его работы "Идиот", "Собачье сердце", а теперь вот и "Тарас Бульба", который обошелся в 16 миллионов долларов (и это довольно скромный бюджет). «Лучшее, что я снял!»- так сказал Бортко после выхода картины в свет.
Хотелось бы также напомнить читателю, что в мировом кинематографе эта повесть Гоголя экранизировалась девять раз студиями разных стран, но, безусловно, самой лучшей картиной была признана кинолента Владимира Владимировича.
Подробнее о несостоявшихся попытках экранизации бессмертного произведения Николая Гоголя советскими режиссерами, читайте: Почему в Советском Союзе не могли снять фильм про Тараса Бульбу и за что позже его прокат запретили в Украине.
Плюсы и минусы кинофильма «Тарас Бульба»
По мнению большинства критиков и взыскательных зрителей, фильм получился очень мощным. И единственное, чего ему не хватило, так это - хронометража. Почти все важные эпизоды картины немного не дотягивают до логической завершенности. Они резко обрываются как бы на "полуслове" и каждый последующий эпизод оставляет ощущение, что за кадром осталось нечто важное. Из-за недостатка времени многое получилось как-то сжато, скомкано и недосказано.
Касательно художественной составляющей, на взгляд большинства экспертов, фильм снят достаточно хорошо: достоверные исторические костюмы, превосходно подобранные актеры, их игра на высоком уровне, прекрасная операторская работа. Самый большой минус, о котором говорят все без исключения - это массовка. Батальные сцены второго плана лишены органики и очень вялы, сами сражения - нереалистичны. Одним словом - серый задний план, оттеняющий кровавое месиво не производит впечатления на зрителя на должном уровне. К слову сказать, в фильме принимали участие около 1000 участников массовых съёмок, более сотни каскадёров.
А вот само месиво из крови и грязи на первом плане шокирует и впечатляет даже бывалую публику. А ведь смерть - это действительно страшно... Это и грязь, и кровь, и страдания, и слезы - как и показал в своей картине Владимир Бортко. Убийство по своей сути и должно вызывать отвращение, и в этом режиссер в своей работе сполна достиг цели.
Часто можно встретить упрек в сторону картины - слишком много патриотизма и слишком много пафоса. Но как по-другому можно донести до зрителя состояние человека, который за веру, за родину, за своих побратимов шел не верную гибель или же подвергался страшным мукам и истязаниям. Да никак, только путем психоэмоциональной окраски самых высоких чувств.
Многие также считают, что фильм спасла исключительно отличная актерская работа. Только в этом его сила. И в этом есть огромная доля истины. Режиссеру действительно удалось собрать на съемочной площадке как российских, так и украинских знаменитостей. Михаил Боярский сыграл роль "доброго казака Мосия Шило", а знаменитого запорожца Тараса Бульбу - Богдан Ступка. Его жену играет Ада Роговцева. Их сыновей - Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. И это далеко не весь перечень знаменитых артистов.
Несколько слов о сюжете
События фильма происходят в тяжелое для запорожских казаков время, борьбы с Речью Посполитой - с одной стороны и с крымскими татарами - с другой. В центре сюжета – судьба казака Бульбы и двух его сыновей - старшего Остапа - преданного мужественного воина и младшего Андрия, который предпочел отречься от отца, брата и Родины ради любви к прекрасной польской панночке.
Бульба был упрямым и лихим воином, героем своего времени. Это был один из тех характеров, которые могли появиться в тяжелый XV век в той части Европы, которую раздирала междоусобица русских князей, опустошала набегами татарская орда, пыталась подмять под себя Польская шляхта.
Именно в ту легендарную эпоху и возникло братство смелых и отчаянных, способных противостоять всем напастям. Именно тогда зародилось казачество, став примером мужества и отваги, преданности и братства.
Богдан Ступка: «Тарас Бульба» — это самый страшный фильм в моей актерской практике»
Один из самых ярких моментов киноленты, когда Тарас видит Андрия во главе польских гусар: отец ему не отец, и брат не брат... Трудно представить, что испытывает батька, видя такое предательство сына. Ярость? Недоумение? Жгучий стыд? Всю эту гамму эмоций зритель видит на лице актера Богдана Ступки.
Психологически окрашенный эпизод никого не оставляет равнодушным и затрагивает самые глубокие струны души. Разумеется, только благодаря блистательной игре величайшего актера современности, этот эпизод получился таким потрясающим.
По мнению всех зрителей и всех критиков - это лучшая роль Богдана Сильвестровича за всю творческую его карьеру. И теперь уже невозможно представить какого-нибудь другого актера в этой роли.
Сам же актер так рассказывал о работе над кинолентой: "Съемки были сложными. Лошади, грязь, болото, обрывы, буераки. Однажды меня лошадь сбросила, чего-то она испугалась, и я ей под задние ноги упал... Чуть она меня не затоптала. Если бы не каскадер Саша Филатов, который накрыл меня тут же, рискуя собой "...
"Семь месяцев снимаем, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка. Под ней голова хоть не грелась... Но самым страшным для меня были съемки сожжения Тараса. Компьютером рисовать языки пламени пока натурально не научились. Ветер подует в противоположную сторону — огонь в лицо. Когда сняли эту сцену — я перекрестился! Картина, конечно, страшная, все умирают. Но тогда это была великая честь — погибнуть в бою..."
Позже, Богдан Ступка давая интервью, признался, что для него невероятно тяжкий момент в фильме происходит тогда, когда Тарас убивает сына Андрия за измену.
«На месте Тараса Бульбы я пожалел бы своего сына... Это же сын, каким бы он ни был, даже преступником!»
Эта роль стала знаковой в карьере украинского актера и навсегда войдет в золотой фонд отечественного кино.
Казак Мосий Шило
Понятие "казак" и "Боярский" - как-то не сразу вкладывается в голове, так как для большинства из нас этот актер навсегда останется д'Артаньяном или Шевалье де Брильи. И на первый взгляд его образ казака выглядел действительно слегка комичным, но надо отдать должное Боярскому: он выложился на все 100!
Сам актер так рассказывал о том, как он попал на съемочную площадку «Тараса Бульбы» в качестве Мосия Шило: "... Начнем с того, что я сам напросился на эту роль. Меня никто на нее не пробовал, никто не одевал, художники со мной не работали. Все, что было, — это предложение от Владимира Бортко сыграть роль француза, который стреляет по запорожцам. Но я наотрез отказался"... На уговоры Бортко Боярский заявил: «Я почту за честь сыграть казака».
После длительных переговоров, Боярский все же добился того, чтобы его попробовали на роль запорожского казака. Сдавшись, режиссер допустил актера к фотопробам. Но, обещанная вначале роль атамана Боярскому не досталась, и ему пришлось довольствоваться эпизодической ролью Мосия Шило: "Ну, Шило так Шило — роль, конечно, значительно меньше, но все равно было над чем работать. И тогда уже начались интересные поиски, работа с каскадерами, с оружием… Мне здорово пригодилось то, что я умею верхом скакать, шашкой махать. Работал я без дублеров, даже сломал себе пальцы на руке." Это произошло, когда Боярский, выполняя трюк, должен был вести одной рукой трех лошадей на полном скаку.
Дедюшко и Хмельницкий сыграли свою смерть
Роль Бориса Хмельницкого в «Тарасе Бульбе» стала последней в жизни актера. Он даже не успел озвучить своего героя, позже его озвучил Джигурда. А Хмельницкий, в кадре сказав последние слова своей роли: «Сдается мне, паны-братья, что хорошей смертью умираю», через две недели действительно скончался, так и не увидев своего героя на большом экране. Причиной его смерти стала онкология.
Героя Александра Дедюшко в кровавом бою убивают поляки, подняв на пиках и бросив на землю. А дальше начинался гоголевский текст: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам». Так случилось, что во время съемки на словах «и вылетела молодая душа» неожиданно появился журавль в небе, и начал ходить кругами над импровизированным побоищем. Оператор успел отснять этот удивительный кадр. Всем тогда это показалось мистикой. Но вскоре актера не стало, он со своей семьей разбился в автокатастрофе.
Магдалена Мельцаж
Роль панночки очень органично сыграла польская актриса и модель Магдалена Мельцаж. Взяли на роль полячку не потому, девушки у них красивее, а потому как менталитет ощущается сразу. А это важно. И, так как Гоголь не удосужился дать имя польской красавице, в фильме, согласно сценарию, ее нарекли - Эльжбетой и шире развили ее сюжетную линию.
Также обстояло дело и с актером Любомирасом Лауцявичюсом, сыгравшим роль польского воеводы.
Блистательно сыграли свои роли Сергей Дрейден в роли занимательного персонажа - еврея-Янкеля; Лесь Сердюк - в роли казака-характерника, правой руки Тараса - есаула Товкача .
Пейзажи, костюмы и декорации
Съемки фильма велись в Западной Украине - Каменец-Подольский, и Восточной - Киев, Запорожье, Аскания-Нова, в Крыму.
Несколько слов отдельно хотелось бы сказать об восхитительных пейзажах, на фоне которых была отснята Запорожская Сечь. Величие и необыкновенная красота острова Хортица, бескрайние украинские степи, хутора, крепости... Все такое настоящее, завораживающее и потрясающее воображение!
Костюмы актеров, декорации - это громадный труд художников-костюмеров и декораторов, сумевших создать яркую картинку эпохи, отраженной в повести.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы сказать, что фильм снят очень вовремя, когда, может быть, еще не поздно опомниться и вспомнить, что мы, белорусы, русские и украинцы - братья славяне. У нас общие корни и история, общие достояния мировой культуры и менталитет. По сути, нам нечего делить. Тема верности и предательства, поднятая в киноленте, очень актуальна и в наши дни. При том не только на межличностном уровне, но и на межгосударственном.
Поэтому интерпретация гоголевской повести о доблести и чести, о муках и страданиях, испепеляющих кострах и силе любви, заслуживает совершенно иного ракурса рассмотрения, нежели банальное выискивание киноляпов и копание в мелочах, чем так любят заниматься некоторые зрители.
Роль Тараса Бульбы в творчестве Богдана Ступки на сегодняшний день считается самой органичной и самой лучшей в карьере актера. О личной жизни и творческом пути гениального мастера перевоплощения читайте в обзоре: Богдан Ступка: почему отрицательные герои были любимым амплуа одного из самых талантливых актеров советского кино.