Сегодня у нее есть немало поводов для гордости: она сыграла более 70 ролей в кино и остается одной из самых востребованных актрис уже почти четверть века, больше 40 лет она счастлива в браке с режиссером Андреем Эшпаем, их дочь Мария стала известной пианисткой, а дочь от первого брака с Александром Кайдановским продолжила актерскую династию. Правда, она долгое время отказывалась носить фамилию знаменитого отца, и хотя в кино и в театре ее знают как Зою Кайдановскую, по паспорту она остается Симоновой.
Знаменитые родители
Наверное, ее судьба была предопределена с самого рождения: она появилась на свет в талантливейшей артистической семье – актера и режиссера Александра Кайдановского и актрисы Евгении Симоновой, и с детства росла в творческой атмосфере. Вся их семейная жизнь проходила на съемках: они познакомились во время совместной работы над фильмом «Пропавшая экспедиция», расписались в городском загсе Белорецка – прямо там, где проходили съемки. Для него это был уже второй брак, для юной Симоновой – первый.
Евгения искренне восхищалась масштабом творческого дарования мужа и готова была следовать за ним повсюду. При этом сама она жертвовала собственной актерской карьерой ради семьи и без раздумий отказывалась от ролей. Симонова даже упустила возможность сняться у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино», так как тогда ждала ребенка и не хотела рисковать здоровьем – и никогда об этом не пожалела. В 1976 г. у них родилась дочь Зоя, а уже через год актриса отправилась вместе с маленькой дочерью вслед за Кайдановским на съемки фильма «Сталкер», который стал его визитной карточкой.
Съемки «Сталкера» длились довольно долго, и все это время Евгения вместе с дочерью находилась рядом с мужем. Как многие молодые мамы, она тогда увлекалась методикой Бенджамина Спока, и, следуя его советам, решила закрывать девочку в комнате, чтобы та засыпала самостоятельно. Педагогические эксперименты продлились всего три вечера и завершились успехом: в первый Зоя проплакала полтора часа, во второй – 20 минут, а на третий кричать перестала.
О сложном характере Кайдановского ходили легенды, и жить с ним было очень непросто: у него случались частые перепады настроения, он устраивал беспочвенные сцены ревности и конфликты на пустом месте. Симонова пыталась мириться с его недостатками на протяжении 4-х лет, объясняя это тем, что с гениями всегда тяжело в быту, но в конце концов не выдержала и ушла, ведь супруг категорически не хотел идти на уступки и что-либо менять в себе.
«Фамильный пунктик» Зои Кайдановской
С разводом родителей жизнь их дочери не сильно изменилась – она и до этого большую часть времени проводила с бабушкой, матерью актрисы, преподавательницей английского языка Ольгой Вяземской, которую внуки ласково называли Лялей. Она, по сути, заменяла Зое родителей, и когда они пропадали на съемках, и после того, как развелись. С 3-х лет девочка начала учить английский язык под ее руководством, занималась живописью и музыкой, ходила в балетную школу. В детстве в ее понимании существовали две мамы – экранная и домашняя. И к первой у нее были претензии: на экране она целовалась с Александром Абдуловым, и Зоя из-за этого испытывала к актеру негативные эмоции. А вот когда повзрослела, пересматривала «Обыкновенное чудо» десятки раз.
Возможно, из-за того, что отец не жил с ними, свою фамилию в школьном возрасте Зоя очень не любила и готова была залезть под парту, когда учительница произносила ее вслух. Однажды она даже настояла на том, чтобы Евгения Симонова пошла к педагогам балетной школы и лично попросила их называть дочь ее фамилией. Когда актриса снова вышла замуж, ситуация усугубилась. Во втором браке с режиссером Андреем Эшпаем у них вскоре родилась дочь Мария. «Словом, идеальная семья, за одним маленьким исключением – моя фамилия была другой. Она не давала покоя, лишала ощущения единства со всеми остальными. Себя я считала неким отщепенцем в образцовой ячейке общества. Фамилия Кайдановская все время напоминала о том, что у меня другой папа. Причем никакой обиды на Сталкера тут и близко не стояло. Я думала, пусть Кайдановский тоже будет, но… папой считается Андрей Андреевич», – объясняла Зоя.
Зоя даже хотела взять фамилию отчима, но мать объяснила ей, что юридически это невозможно. К тому же и после развода Симонова продолжала называть Кайдановского талантливейшим артистом и хотела, чтобы дочь продолжила его род. Тем не менее Зоя твердо стояла н своем и в 11 лет взяла фамилию матери. Теперь ей казалось, что справедливость восстановлена: они с матерью – Симоновы, отчим и сестра Мария – Эшпай.
А вот когда Зоя решила продолжить актерскую династию и пришла в театр и в кино, обнаружились новые неудобства с ее фамилией: и на сцене, и на экранах уже была звезда по фамилии Симонова, а отца к тому моменту уже не было в живых – он ушел в 49 лет, после третьего инфаркта. Зое не хотелось, чтобы ее называли Симоновой-младшей, и она решила взять фамилию отца в качестве творческого псевдонима, при этом по паспорту оставаясь Симоновой, даже после замужества. Всю эту чехарду со сменой фамилий сама Зоя называет своим «фамильным пунктиком».
Продолжательница династии
Поначалу отец часто навещал дочь, а потом в их общении случился долгий перерыв. Когда ей было лет 15, она позвонила Кайдановскому и сказала: «Здравствуйте, я ваша дочь». Тот оторопел: «Зоя, ты что, с ума сошла?» После этого они вновь начали общаться. При этом ее отношения с отчимом были очень теплыми – она сразу же его приняла и всегда ощущала его любовь и заботу, поэтому общаться с ним ей было намного проще, чем с родным отцом.
Эшпай помогал ей справляться с детскими комплексами, убеждал в том, что она – красавица, когда Зоя переживала из-за собственной внешности, далекой от эталонов красоты. Он же убедил ее поступать в ГИТИС. А готовил к поступлению Зою родной отец. Но как только их общение наладилось и она начала к нему привыкать, он ушел из жизни.
Успехов дочери Александр Кайдановский уже не увидел. Через 4 года после его ухода она окончила ГИТИС, начала выступать в Театре Эстрады, а затем – в Театре им. В. Маяковского, снималась в фильмах и в сериалах. Зрители запомнили актрису по ролям в таких проектах: «Дети Арбата», «Иван Грозный», «С чего начинается Родина», «Метод», «Колл-центр», «Скажи правду».
Конечно, Зое всегда было непросто и с фамилией Симонова, и с фамилией Кайдановская – постоянно приходилось доказывать, что она – достойная продолжательница знаменитой актерской династии. Они с матерью нередко выходили вместе на сцену и снимались вместе в кино, и, конечно, сравнений было не избежать. Они обе так устали от вопросов – каково это, играть вместе, всем «семейным подрядом», что уже давно перестали на них отвечать. А за них говорят их самостоятельные и совместные работы, которых уже немало.