Первые истории о Петрове и Васечкине режиссер Владимир Алеников придумал для тележурнала «Ералаш», а когда забавных историй накопилось уже около полусотни, он решил снять об этих героях полнометражное кино. Васечкина в какой-то степени режиссер списал с самого себя – его тоже не раз выгоняли из класса за разные шалости, а фамилию для него он позаимствовал у своего знакомого. А прототипом Петрова стал друг детства режиссера Петя Брандт, который впоследствии стал известным петербургским поэтом. В школьные годы Алеников был заводилой, а его друг «занимал философскую позицию Санчо Пансы при Дон Кихоте».
Актеров на главные роли искали в школах, кружках, Дворцах пионеров. Но, перебрав около 5 тысяч кандидатур, режиссер все никак не мог определиться. И тогда его знакомый по институту, хореограф Влад Дружинин, предложил ему пригласить на пробы его сына Егора. С первой же встречи Алеников понял, что перед ним – вылитый Васечкин, подвижный, озорной, непосредственный, деловой и «с чертиками в глазах». Егор не только нисколько не растерялся на пробах, но и тут же предложил на роль Петрова своего друга – Диму Баркова. И он тоже удивил режиссера стопроцентным попаданием в образ!
Дмитрий Барков позже вспоминал: «Это было супер! Чудо, яркое событие, которое осталось с нами на всю жизнь. Ощущение приключения началось уже с проб, которые проходили на «Мосфильме». Лето, Москва, «Фанта» на Ленинградском вокзале с нереальным ароматом апельсинов! Нам все говорили: «Вы только не волнуйтесь». Но если кто-то и волновался, то точно не мы. Нам и так было хорошо. Вернувшись в Ленинград, мы уже успели забыть о пробах, когда вдруг пришла телеграмма с просьбой прибыть в Одессу на съемки».
Алеников был очень рад тому, что экранные друзья были таковыми и в жизни – перед камерами им практически не нужно было играть. Режиссер даже позволил мальчикам самостоятельно выбрать актрису на роль Маши Старцевой – ему было важно, чтобы они испытывали к ней симпатию и в реальной жизни. И оба единогласно «проголосовали» за Ингу Ильм. Алеников не сомневался: он подобрал идеальную троицу, и вскоре они станут любимцами всех школьников. Но не тут-то было!
Оба фильма режиссер Владимир Алеников снимал на Одесской киностудии по заказу Гостелерадио СССР. Отснятый материал нужно было сдавать для утверждения в московское телевизионное объединение «Экран», директором которого был Борис Хессин. От его оценки зависела судьба фильма. Когда Алеников принес туда свои работы, он получил категоричный ответ: «Эти фильмы в эфир никогда не выйдут! Это не пионерская музыка и не пионерская (!) пластика! Этого мы никогда, вы слышите, товарищ Алеников, НИКОГДА пропагандировать не будем! Это не советские фильмы. Это какие-то сплошные американизмы!».
Музыку для фильмов написала молодой композитор Татьяна Островская, и ее композиции действительно звучали современно и сильно отличались от известных пионерских песен, хотя влияние Запада там на самом деле разглядеть было достаточно сложно. В фильмах даже усмотрели сатиру на социалистическое общество и даже… эротику! (В сцене, где девочки в купальниках плавают на надувных матрасах в бассейне). В результате оба фильма отправили «на полку».
В защиту режиссера выступили многие деятели искусства: Сергей Михалков утверждал, что в текстах песен нет никакой антисоветчины, Наталья Сац и Анатолий Алексин тоже пытались помочь режиссеру. Даже в Академии педагогических наук и в Институте художественного воспитания АН СССР подтвердили, что эти фильмы могут быть полезны подрастающему поколению, разговаривать с которым нужно на понятном для него современном языке. Сам Алеников писал письма в отдел культуры ЦК. Однако долгое время все усилия были напрасными.
Пытаясь отстоять свои фильмы, Алеников напомнил председателю Гостелерадио Сергею Лапину тот факт, что его фильмы получили главный приз на кинофестивале в Испании и другие международные награды. В ответ на это он услышал: «Вы, голубчик, если уж сняли плохие фильмы, так, по крайней мере, имейте мужество отвечать за них. А на Запад нам тут кивать нечего! У нас своя голова на плечах. Чем-то вы их там потрафили, если уж они вам призы дают за эти ваши так называемые произведения… Это ужасные фильмы. Просто очень плохие! У вас, Владимир Михайлович, простите, есть какая-нибудь другая профессия? Я бы вам искренне посоветовал переменить профессию! Подумайте об этом. И уж, во всяком случае, не связывайте свои творческие планы с Гостелерадио. У нас с вами вряд ли что получится в будущем». При этом режиссеру так и не объяснили, чем же так плохи его фильмы. Как позже выяснилось, Лапин их даже не смотрел!
Режиссер решил во что бы то ни стало отвоевать право своих фильмов на выход в прокат, даже если придется обращаться в самые высокие инстанции. Отчаявшись, он обратился к дочери самого Андропова, которая работала в журнале «Музыкальная жизнь». Она пообещала ему найти время посмотреть его фильмы. Алеников тут же заказал просмотровый зал на студии «для семьи Андроповых». И несмотря на то, что в назначенный день дочь Андропова так и не нашла времени приехать, этого оказалось достаточно для того, чтобы с фильмов наконец сняли запрет и даже присвоили им первую категорию!