Ее заказал владелец капеллы, Феличе Бранкаччи, молодому мастеру Мазаччо (1401-1428). А так как заказчик был лицом светским, он позволил талантливому художнику отступить от принятой иконографии.
И Мазаччо создал нечто удивительное. Эта фреска резко отличается от того, что создавали его современники. Да и художники следующего поколения не сразу смогли осознать, что такого сделал Мазаччо. И только мастера XVI века дотянулись до него. Но по-настоящему похожа эта работа на произведение художника… конца XIX века. Об этом чуть позже.
Человеческие эмоции прародителей
Начнём с интересного сравнения. Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?
По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.
На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.
На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.
Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.
А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.
Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.
До и после Мазаччо
Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.
Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.
А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.
Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.
И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.
Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.
Экспрессионизм XV века
Квинтэссенцию отчаяния и страха мы увидим уже гораздо позже. В конце XIX века. У Эдварда Мунка.
По сути, Мунк, пусть и 5 столетий спустя, пришёл к тому же самому. Он изобразил сам Страх, само Отчаяние.
А Мазаччо изобрел такой стиль, как экспрессионизм, еще в XV веке, задолго до того же Мунка с его “Криком”.
И вот уже кажется: логичнее было бы искусству развиваться вот так, от Фра Анджелико к Мунку. И в этой цепочке Мазаччо видится ближе к правому краю.
Но… Мазаччо — гениальный художник, который смог заглянуть далеко в будущее. Поэтому он нарушает логику и встаёт в самом начале этой исторической цепочки. Слева.
Он создал образ как будто из другой эпохи. А его современники не смогли осознать его новаторства до конца. И только мы с вами сейчас можем взглянуть на его Еву и сказать: «Как же это гениально!»