История любимого кино
Режиссер Андре Юнебель пришел в мир кино в довольно солидном возрасте - 50 лет. До этого он работал мастером-стеклодувом. Для новой карьеры Юнебель выбрал очень смутное время - 40-е годы, когда половина страны была оккупирована нацистами, а в другой половине был Режим Виши. И в этот непростой период Андре Юнебель смог стать одним из самых успешных режиссеров Франции. Люди обожали его фильмы. К тому же он открыл миру таких актеров, как Луи де Фюнес, Жан Маре, Бурвиль.
Юнебель не был первым, кто экранизировал "Фантомаса", написанного еще в начале 1910-х. Первые фильмы вышли практически сразу же и были еще немыми. Но Юнебель посмотрел на это произведение совершенно по-новому. Он наложил на историю о Фантомаса атмосферу популярных в те времена фильмов о Джеймсе Бонде и придал ей юмористическую окраску.
4 ноября 1964 года вышел в прокат фильм "Фантомас", который посмотрело более 4 миллионов французов. А вот следующие две части "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотланд-Ярда" не вызвали такого бурного интереса и были признаны провальными. 70-летний Юнебель не выдержал нападок зрителей, коллег и конкурентов и решил уйти из кино.
Фантомас в СССР
В то время как во Франции вторая и третья части "Фантомаса" Юнебеля потерпели фиаско, советский зритель только-только начинал знакомство с иностранной картиной. Это произошло в 1966 году на Неделе французского кино в Москве. В итоге все три части "Фантомаса" выменяли на "Анну Каренину" режиссера Александра Зархи.
Примерно через год "Фантомас" вышел в прокат в советских кинотеатрах. Все три части стали культовыми. Люди выстаивались в огромные очереди и по нескольку раз приходили в кинотеатр, чтобы еще раз посмотреть увлекательный боевик. Да-да, именно так творение Юнебеля было воспринято советским зрителем.
Особенности восприятия
Европейский зритель прекрасно понимал, что "Фантомас" Юнебеля - это юмористическая пародия на "Бондиану". Но советский зритель на тот момент ни книг о "Джеймсе Бонде не читал, ни фильмов о нем не смотрел. Да и произведения Марселя Аллена и Пьера Сувестра были переведены только ближе к 90-м.
То есть, советский зритель не разгадал задумку Юнебеля и воспринял фильм о "Фантомасе" как остросюжетный боевик, а не как комедию. Конечно, над незадачливым комиссаром Жювом все смеялись, но главным героем и кумиром стал именно злодей Фантомас.
Пагубное влияние
В СССР "Фантомаса" посмотрело около 50 млн человек. И стоит отметить, что картина произвела весьма необычный эффект на зрителей. В частности, на подростков, которые начали подражать любимому герою. Но не только молодежь, а и вполне зрелые люди были подвержены влиянию импортного кино. По СССР прокатилась волна мелких и крупных преступлений, совершенных от имени Фантомаса.
Волна подростковой преступности
Естественно, самое большое влияние Фантомас оказал на неокрепшую психику подростков. На СССР обрушилась волна подростковой преступности. Юные "Фантомасы" грабили киоски, громили витрины, поджигали почтовые ящики и совершали еще массу преступлений. Естественно, всюду они оставляли автограф - визитную карточку с именем Фантомаса.
Были и относительно безобидные шалости. Так, телефонные хулиганы звонили по случайным номерам и, изменяя голос, представлялись Фантомасом. От имени преступника юные хулиганы писали угрожающие записки и подбрасывали и в почтовые ящики.
А еще, чтобы подражать Фантомасу, мальчишки начали надевать на голову капроновые чулки и колготки. За это они получали хороший нагоняй от мам и сестер, ведь в СССР капроновые колготки были дефицитным товаром.
Ростовская банда
"Фантомас" оказал пагубное влияние не только на детей. Вопиющий случай произошел в Ростове-на-Дону. Там двое братьев Толстопятовых организовали настоящую вооруженную банду. Они совершали свои преступления в капроновых чулках на голове и, естественно, от имени Фантомаса.
Банда орудовала несколько лет. На ее счету были десятки грабежей и даже два убийства. В 1973 году братьев Толстопятовых арестовали и приговорили к расстрелу.
Паника в "верхах"
Когда к 1968 году проблема подражания Фантомасу достигла критических масштабов, в "верхах" запаниковали. МВД настаивало на том, чтобы фильм был снят с показа и запрещен. Но партийное руководство не спешило с таким решением. Ведь фильм пользовался огромной популярностью и приносил неплохие сборы. В итоге с влиянием Фантомаса решили бороться другими методами.
Чтобы вразумить подростков, был снят и выпущен в прокат "Вас вызывает Фантомас". В картине в доступной форме объяснялось, что Фантомас - это не герой, а преступник, которому разумный порядочный человек никогда не станет подражать.
Запретить!
Трудно сказать, повлиял ли фильм "Вас вызывает Фантомас" на умы подростков, но количество преступлений, совершенных под прикрытием экранного героя, постепенно пошел на спад. Видимо, зритель просто пресытился Фантомасом. Фильм по-прежнему был популярен, но уже не вызывал такого ажиотажа, как раньше.
Тем не менее, несмотря на положительную динамику, правительство все-таки приняло решение убрать Фантомаса из проката и запретить его к показу. А чуть позже вышел фильм "Анискин и Фантомас", по сюжету которого деревенский детектив разоблачил киномеханика, который подбивал подростков на грабеж. Фильм Андре Юнебеля советский зритель не видел 4 года. За это время у подростков появилось много новых героев - Д'Артаньян, Робин Гуд и другие. К счастью, они не подталкивали неокрепшие умы к грабежам, разбою и хулиганству.
Позже фильмы о "Фантомасе" вновь появились на экранах. Без предварительного анонса в период летних отпусков и каникул фильм снова стали показывать в разных кинотеатрах, но тогда он уже не вызывал ажиотажа. В следующий раз "Фантомас" вернулся к зрителям лишь после перестройки, когда было разрешено практически все, что ранее было запрещено.