На самом деле не совсем так. История апокрифов не так уж туманна, как пытаются уверить доверчивого читателя некоторые авторы. Там действительно скрываются весьма захватывающие подробности о раннем периоде христианской эпохи. Некогда эти тексты давали горстке богословов огромную власть над паствой. Что же скрыли умершие столетия назад святые отцы от остального человечества?
Каноническая Библия, апокрифы и псевдоэпиграфы
Библейские апокрифы — это тексты, которые не вошли в канон. Некоторые христиане отвергают их наотрез, другие могут пользоваться, читать, но при этом чётко дают понять, что эти книги неканоничны. Библейский канон — это набор текстов Священного Писания. Между различными христианскими конфессиями существуют незначительные отличия в принятии тех или иных апокрифических текстов. Например, тогда как католики включили в канон апокрифы, протестанты полностью отвергают их. Православные тоже пользуются многими апокрифами.
Есть так называемая Еврейская Библия или Танах. Это Ветхий Завет, который признают каноническим большинство христианских конфессий. Только протестантские течения не согласны с набором книг, считая многие из них апокрифами. Становится понятно, что Библейский канон — это весьма запутанное понятие. Какие тексты считать достоверными, а какие нет?
В качестве сравнения, когда великий реформатор Мартин Лютер создал свой перевод Священного Писания на немецкий язык, то включил в неё целый раздел, который был посвящён апокрифам. Напротив, Лютера смутили четыре книги Нового Завета. Он сомневался в их достоверности, а потому поместил в самый конец Библии.
По этому же принципу был составлен перевод короля Иакова 1611 года, который богословы считают очень точным. Даже сегодня все пользуются апокрифами, которые перечислены именно в этой версии перевода Библии. Самые популярные и известные — это Библия Гутенберга, Лютеранская Библия и Библия короля Иакова. Сегодня переводов существует гораздо больше. Некоторые могут включать апокрифические тексты полностью, другие частично, а остальные не содержат их вообще.
Путаницы в этом вопросе добавляют так называемые псевдоэпиграфы. Это совсем не библейские тексты, это аутентичные подделки. Часто их писали, подписываясь известными именами, чтобы придать достоверности. Никакого отношения к Слову Божьему они не имеют. Иногда эти тексты открывали вопросы, которые волновали ранних христиан. Авторы пытались на эти вопросы ответить. Например, каким был Иисус в детстве? Частенько писатели просто упражнялись в графомании, создавая некие развлекательные истории об известных персонажах из Библии.
Канон или апокриф: кто решил?
С псевдоэпиграфами всё понятно. А вот в остальном... Сегодня довольно просто разобраться какие тексты это канон, а какие это апокрифы. Берёшь Библию и смотришь. Другой вопрос: кто вообще решил, что является каноном, а что нет? Ведь если рассматривать Священное Писание только как исторические тексты, то неизменно возникает вопрос о том, что многие, изложенные там факты, довольно сложно проверить. Например, иудейский царь Ирод — это 100% реально существовавшая историческая личность. Сыновья его тоже, как известно из истории, были казнены. Только вот историю об избиении вифлеемских младенцев никак нельзя подтвердить. И таких историй масса. И тут стоит спросить: а кто решил, что есть правда, а что нет?
Тут следует отметить, что у ранних христиан подобных вопросов не возникало. Они-то как раз точно знали всю правду об Иисусе и всех сопутствующих событиях. Именно здесь неоценимо ценен вклад раннехристианских богословов. Именно они сформировали канон. Они знали, что есть правда, а что ересь. В начале многие авторы создавали псевдобиблейские рассказы, насыщенные языческим влиянием. Богословы отслеживали эти моменты и не допускали включения такового в канон.
Богословы более позднего периода, например, Мартин Лютер, использовали для определения разницы между каноническими текстами и апокрифическими исключительно свою веру. Многие догматы, которые навязывала веками своим прихожанам католическая церковь, были по убеждению Лютера неправильными. Он их исключил из канона и поместил в раздел апокрифов. В Библии короля Иакова наблюдается примерно та же самая картина. Только апокрифы немного отличаются.
Самый знаменитый псевдоэпиграф
Самым знаменитым примером псевдоэпиграфа служит так называемое Евангелие от Фомы. В этом тексте автор повествует о детских годах Иисуса. Рассказ чрезвычайно динамичен и насыщен различными фантастическими подробностями. Это повествование больше походит на комикс о супергерое. Он использует свои сверхъестественные способности в личных целях. Понятно, что ранним христианам было очень интересно узнать каким же был Иисус, когда был маленьким. Фантазия здесь у автора разыгралась не на шутку. Мессия по версии Фомы с детства знал о своём предназначении и проявлял силу. Лишь к концу этой истории он научился контролировать её.
История, совершенно очевидно, навеяна языческими мифами. Иисус здесь напоминает языческого бога. Он избалован, опрометчив, легкомыслен и мало заботится о жизнях смертных. Раннехристианские богословы эти рассказы с огромной примесью язычества и выдумки, конечно же, считали абсолютной ересью.
Куда исчезли все апокрифы и псевдоэпиграфы?
Теоретики заговора любят указывать на апокрифы и псевдоэпиграфы как на доказательство масштабных заговоров. Они любят задаваться вопросом, почему так много людей из преимущественно христианских стран никогда не слышали о многих из этих Библейских историй. Несомненно, по их мнению это явное доказательство того, что иллюминаты, или рыцари-тамплиеры, или кто-то ещё контролирует то, во что людям верить. Чего по их мнению не должно знать человечество?
Если кто-то ожидает захватывающих открытий в стиле «Кода да Винчи», то он разочаруется — их не будет. Но любопытные аспекты в этом вопросе всё же есть. Первое «исчезновение» апокрифов произошло в Британии 17 века. Пуритане были догматичны и следовали стандарту Sola Scriptura (Только Писание). Это означает, что они заботились и интересовались только Библейским каноном. Все апокрифические тексты были для них хуже, чем бесполезными. Они были ересью. Апокрифы были запрещены. С тех пор все переиздания выпускались исключительно с каноническим набором книг Библии.
Встаёт закономерный вопрос: а что сегодня? Почему в наши дни, во времена такой религиозной свободы Библия не печатается вместе со всеми апокрифами? Ответ прост до банальности — это дорого. Чем больше в книге страниц — тем дороже её печать, транспортировка и так далее. Всё равно большинство христиан не признают апокрифы, так зачем на них тратиться? Все теории глобального заговора рассыпаются в прах перед этим элементарным объяснением.
Богословы раннего периода прекрасно знали какие тексты соответствуют учению Иисуса Христа, а какие нет. Современные христиане могут принимать это на веру, могут не принимать. Сегодня археологи находят многие потерянные ранее тексты. Ещё больше навсегда утеряно. Пробелы в этой области неизбежны. Но так ли это важно? Ведь для спасения достаточно одного Евангелия. Другое дело, что для науки важны все документы. Они дают уникальную, захватывающую возможность узнать какими были ранние христиане.
Апокалиптические апокрифы и псевдоэпиграфы
Безусловно, самыми популярными текстами во все времена были и остаются апокалиптические. Люди всегда интересовались вопросами конца света. В последние годы общество стало прямо одержимо апокалипсисом. Многие люди буквально зациклены на нём и на различных теориях заговора, с ним связанных. Большинство таких товарищей уверены, что существуют апокалиптические апокрифы, которые сознательно скрыли от широких масс чтобы... А вот тут интересно: чтобы что?...
На самом деле, если погрузиться в этот вопрос и задаться целью найти те самые скрытые апокалиптические тексты, то получается интересная вещь. Существует лишь один апокриф, который касается апокалипсиса. Это вторая книга Ездры. Кто знаком с Библией, тот знает, что она содержит книгу Ездры. Существует же вторая её часть, которая в канон не вошла. В данном тексте книжник Ездра описывает своё видение, которое относится к апокалиптическим временам. Там, собственно, ничего особо примечательного и нет. В этом плане более интересны псевдоэпиграфы. Там воображение авторов рисует весьма зажигательные картины.
Объединяет все эти тексты одно: ни в одном из них нет ничего, что заставило бы думать, что есть причина, по которой они были скрыты. Вместо этого тексты просто не соответствуют канону, изложенному более ранними библеистами. Любой, кто надеется на откровения на уровне «Кода Да Винчи», читая их, будет жестоко разочарован.
Вывод
Изучение апокрифов будет совсем неинтересным для тех, кто ищет каких-то грандиозных откровений. Они не перевернут ваши религиозные представления с ног на голову. Верующему христианину тоже ничего не грозит — имея прямое общение с Богом, он знает, что для него полезно, а что нет. Атеистам тоже это чтение вряд ли доставит удовольствие. Это просто набор «лишних» историй. Некоторые просто повторяют другими словами то, что уже и так написано в канонической Библии. Другие просто не несут ничего полезного. Поэтому, совсем неудивительно, что их удалили из-за финансовых ограничений.
Большая часть апокрифов есть в католических и православных Библиях. Так что о том, что кто-то их прячет и речи не идёт. Другое дело псевдоэпиграфы. Тут уже и сенсационные предположения и даже непристойные версии. Конечно, такие истории будут вызывать любопытство читателя и отлично продаваться. Только зачем? Все псевдоэпиграфы — это не более чем фанфики. Эти истории, были написаны для развлечения людей, чья жизнь в значительной степени вращалась вокруг их религии, заполняя при этом пробелы в установленном каноне.
Конечно, это не означает, что изучение этих текстов скучно или неважно. Изучение как апокрифов, так и псевдоэпиграфов показывает нам влияние определённых людей на развитие современного христианства. Это напоминает всем, что Библия — очень древний текст. Да, её переводили бесчисленное количество раз, она, как и любой другой текст, очень открыта для толкования. Самое важное же во всём этом лежит на поверхности, а потому многие его упускают из виду. Иисус Христос пришёл на Землю для спасения человечества. Он был ожившим Словом. Он умер и воскрес, чтобы каждый, кто поверит в Него, мог спастись и иметь жизнь вечную. Верить или нет — личное дело каждого...