Перед вами хит-парад фильмов, которые заслуживают пристальнейшего внимания любителей по-настоящему неординарного кино, снятых как культовыми именитыми режиссёрами, вроде Джармуша и Райта, так и дебютантами-новичками.
Что будет, если взять традиционный исторический сюжет, вампирскую историю, комедию положений, ужастик-слэшер, криминальную драму или фильм о зомби и приправить их соусом подлинно режиссёрского видения? Получится удивительный коктейль, где захватывающий экшн будет сочетаться красочными визионерскими планами, остроумные шутки с мастерским монтажом, страшное будет соседствовать со смешным, а смешное с грустным. Ниже вы найдёте список весьма необычных фильмов, объединённых не по жанровому признаку, а именно по степени собственной неординарности. Каждый из них выделяется на фоне других своим юмором, эротизмом или мастерством стилизации, но все они определённо заслуживают внимания зрителя, который ждёт от жанрового кино не только развлечения, а от авторского не одних лишь скучных пафосных нотаций.
Герцог Бургундии / The Duke of Burgundy (Питер Стрикленд, 2014)
Рейтинг IMDb: 6.6; Кинопоиска: 6.4
Третий фильм режиссёра и сценариста Питера Стрикленда выдержан в духе эротических сексплотейшенов 1970-х годов, отдавая честь мастерам старой школы дешёвого массового невзыскательно-провокационного кино в лице Жана Роллена и Хесуса Франко. При этом сам фильм оказывается не так прост, предоставляя зрителю эстетичное до волшебства действо, разворачивающееся на экране. Узоры, потусторонние звуки и символы тревожат, возбуждают, смущают. Порочная связь госпожа-рабыня, между властной Синтией и робкой Эвилин – стержень сюжета, на который начинают накручиваться мрачные, полные недосказанности перипетии. Совершеннейшая вневременность фильма сбивает с толку – всё происходящее может быть, как достоянием современности, так и визионерством, проекцией в прошлое. Фильм балансирует на грани реальности и ирреальности, подобно осознанному сновидению. Совершенно непонятно, где начинается реальный мир и где заканчиваются фантазии его героинь, словно запертых в стеклянный шар, который они не в силах покинуть, где вместо снежинок – порхание сотен бабочек.
Реальные упыри / What We Do in the Shadows (Джеймен Клемент, Тайка Вайтити 2014)
Рейтинг IMDb: 7.7; Кинопоиска: 7.4
Эта картина, прославившая его авторов и выведшая их в топовые режиссёры Голливуда, не нуждается в особенном представлении – в конце концов, не так давно наделал шуму, снятый по мотивам оригинального фильма сериал. Эта пародийная комедия, полная остроумных шуток и запоминающихся сцен рассказывает историю сообщества нежити в духе реалити-шоу. Зрителю предлагается понаблюдать за тем, как гипотетически могла бы выглядеть жизнь вампиров в реальном мире: как на самом деле смотрелась бы, лишённая трагического пафоса охота на людей, как уживалась бы между собой нежить, как общалась бы с возможной своей пищей – представителями рода людского, как боролась бы с вездесущим дневным светом или даже… мыла посуду. Вовлечению зрителя способствует съёмка в стиле мокьюментари, размывающая четвёртую стену, а соответственно и границы между реальностью и выдумкой. Именно поэтому, порой фильм из чёрной с душком комедии может неожиданно превратиться в трагикомедию, показывающую вампиров не хозяевами жизни, но заложниками своего положения, когда верхушка пищевой цепи не кажется такой уж желанной целью.
Жаркое американское лето / Wet Hot American Summer (Дэвид Уэйн, 2001)
Рейтинг IMDb: 6.7; Кинопоиска: 6.0
С самого начала фильм кажется обычной летней комедией про подростков. Яркое солнце, яркие девушки, возрастные проблемы, юмор на грани. По сути, фильм впитывает в себя все классические штампы, но это ни в коем случае не делает его хуже. Квинтэссенция – вот подходящее слово. «Жаркое американское лето» однозначно заслуживает быть продолжателем комедий Дэвида Цукера или даже Монти Пайтонов, наследуя им не формой, а духом. Духом свободы. Не в меньшей степени удача обусловлена и блестящим актёрским ансамблем, в котором сверкают Брэдли Купер, Элизабет Бэнкс, Пол Радд и другие. Всё это принесло фильму не только статус культового, но породило ряд приквелов, сиквелов и сериальных адаптаций разной степени успешности. Действие фильма разворачивается в последний день последней смены в летнем еврейском лагере. И дети и вожатые забыв о порядке и правилах готовятся уйти в последний отрыв, получить то, чего не успели получить раньше, в первую очередь – секс. Мощная пародийная составляющая, взрывной абсурдистский юмор, головокружительные, характерные для ситкомов повороты делают этот фильм обязательным к просмотру для тех, кто хотя бы однажды был в летнем лагере.
Драка в блоке 99 / Brawl in Cell Block 99 (С. Крэйг Зайлер, 2017)
Рейтинг IMDb: 7.1; Кинопоиска: 6.7
С. Крэйг Зайлер запомнился любителям неординарного кино своим мрачно-сепийным хоррор-вестерном «Костяной томагавк» с Куртом Расселом и Патриком Уилсоном в главных ролях. Фильм с элементами каннибальского слэшера не стал сенсацией, но продемонстрировал миру режиссёра с ярким необычным видением. Именно оно отчётливо прослеживается в фильме «Драка в блоке 99». Всё та же неспешность действия и суровость окружающего героев (а точнее – героя) мира, где пещерам и прериям пришёл на смену тюремный блок; всё то же насилие, но теперь лишь более мотивированное, практически рациональное. Несмотря на почти грайндхаусную жестокость финала, фильм не скатывается ни в комедию, ни в скучный пафос. Герой-одиночка в исполнении Винса Вона заслуживает отдельного упоминания. Актёр, известный комедийными ролями, играет мрачного, неуступчивого, невероятно сильного и не менее жестокого персонажа, который, однако, живёт, следуя своим принципам и убеждениям. История о бывшем боксёре, попавшем в тюрьму и вынужденном бороться за выживание с целой бандой заставляет ждать кровавой развязки затаив дыхание.
Мэнди / Mandy (Панос Косматос, 2017)
Рейтинг IMDb: 6.6; Кинопоиска: 6.3
Замеченный после выдержанного в кроненберговском стиле фильма «По ту сторону чёрной радуги», Косматос продолжил своё восхождение на вершину контрмейнстримного кино с картиной «Мэнди». Это абсолютно визионерское действо, сюжета которого по существу хватило бы на короткометражку. Но мастерство режиссёра заключается как раз в том, чтобы из оттенков цвета, последовательности образов и неожиданных динамических взрывов, на фоне общей медлительной созерцательности картины, соткать магнетически притягательное полотно. Этим Косматос отдалённо напоминает Рефна, с его страстью к неону и растягиванию сцен ровно до того мгновенья, когда терпение у зрителя уже готово лопнуть, чтобы ввергнуть его наконец в мир насилия. Режиссёр рассказывает историю лесоруба, живущего тихой семейной жизнью до тех пор, пока его жену не похищают служители некоего культа и их цепные псы – исчадия ада на мотоциклах. Тут то главный герой, в лице незаслуженно забытого крупными режиссёрами Николаса Кейджа, и начинает вершить беспорядочную безумную кровавую месть.
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (Джим Джармуш, 2013)
Рейтинг IMDb: 7.3; Кинопоиска: 7.4
Джим Джармуш… сколько в этом имени для любителей независимого кино. За долгую карьеру Джармуш снимал «классический арт-хаус», вестерны, бытийные мелодрамы (всё, безусловно, под авторским соусом) и вот он добрался до вампирских историй. Сложно придумать более мейнстримный задел, не так ли? Но Джармуш не был бы собой если бы не превратил «Выживут только любовники» в экзистенциальную драму, которая затрагивает серьёзные вопросы, поднимаемые, как ни странно, и в упомянутых выше «Реальных упырях». Слоган «Бессмертие надоедает...» сразу задаёт нужное настроение. Главные герои – Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон), помнящие большую часть обозримой истории человечества вампиры, по жизни полные противоположности. Адам живёт затворником, сочиняя мрачную музыку, Ева же наоборот – пытается дышать полной грудью, находясь в поисках новых впечатлений и развлечений. При этом и Адам, и Ева пренебрежительно называют обычных людей «зомби». Несмотря на свою несхожесть, герои находят утешение в любви и потому, когда депрессия Адама начинает набирать обороты, Ева спешит прийти ему на выручку. Ведь… выжить должны только любовники, не так ли?
Ведьма любви / The Love Witch (Анна Биллер, 2016)
Рейтинг IMDb: 6.3; Кинопоиска: 6.2
Ещё один оммаж классике эксплотейшнов от дебютантки Анны Биллер. Фильм пронизан раритетными операторскими приёмами, сюжетными поворотами, актёрскими типажами – сложно представить, что на дворе не середина 1970-х. Молодая и прекрасная героиня по имени Элейн отправляется по затерянной во времени Америке «золотого века» на поиски своей любви. Мужчины бросаются к ногам сексуальной обольстительницы, чьи чары красоты подкрепляются магическими зельями, но не выдерживают ведьминской любви. Это, впрочем, не заставляет Элейн грустить и, сгубив одного возлюбленного, она тут же принимается за другого. Этот фильм можно воспринимать как ностальгическую кинодиковину, можно искать в нём аллюзии на современную проблематику феминизма, а можно просто получать удовольствие от просмотра. Блестящая историческо-художественная стилизация, тревожный эротизм, нарочитая яркость красок и, конечно же, ритуальные убийства не заставят ценителей скучать во время просмотра.
Поле в Англии / A Field in England (Бен Уитли, 2013)
Рейтинг IMDb: 6.3; Кинопоиска: 6.4
Бен Уитли, запомнившийся зрителю экранизацией «Высотки» Дж. Г. Балларда и снявший зубодробительную «Перестрелку», в далёком уже 2013 году выпустил на суд зрителей детектив с элементами хоррора и драмы под названием «Поле в Англии». По сюжету трое дезертиров бегут из армии и попадают в кафкианскую неэвклидову плоскость посреди очень странного поля, которое оказываются не в силах покинуть (это весьма пересекается с «Катастрофой» того же Балларда). Притчевая история о человеке и дьяволе, напоминающая то о «Седьмой печати» Бергмана, то о «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Стоппарда. Трусость, чревоугодие и алность оборачиваются для героев чередой мучительных изменённых состояний. Касаясь в том числе эзотерических и теософских конструкций, фильм не забывает обратиться к странному юмору, чтобы тут же шокировать зрителя физиологическими подробностями. Это тревожное и захватывающее одновременно путешествие пройти которое под силу не каждому, но тот, кому это удастся – будет определённо вознаграждён.
Зомби по имени Шон / Shaun of the Dead (Эдгар Райт, 2004)
Рейтинг IMDb: 7.9; Кинопоиска: 7.3
Великолепный тандем Эдгара Райта и Саймона Пегга не нуждается в особенных представлениях. Утончённый до грубости британский юмор вкупе с режиссёрскими решениями (монтажу Райта посвящены отдельные славословные исследования) задаёт настроение каждому фильму соавторов. А актёрский состав, состоящий из звёзд британского кинематографа вроде Билла Найи, Ника Фроста или Мартина Фримана, позволяет реализовать заложенные авторами идеи по полной (кому как не Пеггу знать, как именно играть написанных им героев). Бойкая, с относительно небольшим налётом «черноты» комедия о нашествии зомби в обычном шотландском городке и неудачнике по имени Шон, во время борьбы с ожившими мертвецами вновь обретающего веру в себя, оказывается на поверку искромётно смешной, подчас трогательной и визуально совершенной.
Смертельный оргазм / Deathgasm (Джейсон Ли Хауден, 2015)
Рейтинг IMDb: 6.3; Кинопоиска: 6.1
Новозеландский сценарист и режиссёр Джейсон Ли Хауден со своим фильмом «Смертельный оргазм» возвращает к жизни комедийный сплаттерпанк, где брызги крови, летящие во все стороны, прекрасно сочетаются с чёрным юмором, который весьма уместно смотрелся бы в «Зловещих мертвецах» Сэма Рэйми и других культовых комедийных хоррорах старой школы. По сюжету Броди и Зак – музыканты, играющие в группе «Смертельный оргазм», завоевавшей популярность среди сатанистов. Однажды они решают включить в текст песни слова из древнего манускрипта, чем вызывают к жизни сонм потусторонних чудищ, противостоять которым теперь под силу только самим музыкантам. Гиперболизация происходящего на экране, может на первый взгляд покоробить, но то, что принято называть «нездоровым интересом» в конце концов берёт верх и зритель наблюдает, как демонов изгоняют из нашего мира при помощи чёрных фаллоимитаторов и анальных шариков. Разудалый неподцензурный юморок делает этот фильм однозначным фаворитом у ценителей, которые рекомендуют смотреть его в большой компании вместе с друзьями.