Филипп Лесли Хейл (Philip Leslie Hale, 1865—1931) не был типичным представителем американской живописи XIX века. Среди пасторальных изображений сельской жизни и городских пейзажей прорывалось нечто буйное, вакхическое, напоенное солнцем, смехом и пронизанное неземным сиянием.
Как у Андрея Белого:
Солнца контур старинный, золотой, огневой,
Апельсинный и винный над червонной рекой.
От воздушного пьянства онемела земля,
Золотые пространства золотые поля.
Эта воздушно-золотистая истома женских портретов и стала визитной карточкой Хейла. Подобно своему соотечественнику Фрэнку Бенсону, Хейл отводил особое место женским образам.
В семье Хейлов было семь детей, но родители сделали все возможное, чтобы раскрыть их таланты. Вместе с Филиппом свой жизненный путь связала с живописью и одна из его сестер – Эллен Хейл. Первые уроки брату и сестре в отчем доме давала их тетя Сьюзен.
Серьезное влияние на манеру Хейла оказал его наставник в школе при музее изящных искусств Бостона. Это был небезызвестный Эдмунд Тарбелл, участник знаменитой группы «Десять». При желании можно отметить некое сходство между «Праздником в саду» Хейла и одной из первых крупных работ его учителя, называющейся просто «В саду».
Но к чести Филиппа стоит отметить, что он никогда чрезмерно не увлекался копированием и собственный вкус и стиль выработал довольно рано. Этому поспособствовала поездка в Париж. В то время сложно было найти молодого перспективного американского художника, не совершившего этого паломничества. Американская художественная традиция была еще слишком молода, чтобы взрастить новых живописцев самостоятельно.
Обосновавшись в художественной колонии в Живерни, Хейл как-то раз увидел картины Моне - и пропал. Новаторство и смелость француза пришлись ему по вкусу, стали основой для будущего творчества. Незримая тень Моне органично вплелась в его собственные картины, он вобрал его манеру, пропустив через себя, чтобы прийти к собственному стилю.
Хейл создал множество портретов и пейзажей, но мало что могло сравниться с его «золотыми» композициями. Невероятно насыщенные, сочные цвета и водовороты, океаны света – фигуры в них буквально растворяются.
Порой солнце полностью заполняет картину, падая потоком, как на полотне «Маки» (1895). Или, напротив, мягкие всплески сияния баюкают стройные фигуры и будто бы исходят от золотых волос и белоснежных одеяний «Девушек в солнечном свете». Этим нежнейшим, согревающим душу светом исполнены все работы Хейла в середине 1890-х.
Возможно, причиной этого стала еще одна встреча с женщиной и искусством. В 1902 году Филипп женился на художнице Лилиан Хейл, с которой они вскоре сняли небольшую студию в Бостоне. Хейл смог вплотную занялся творчеством и заявил о себе как об искусствоведе: он первым в США опубликовал биографию Яна Вермеера. Спустя долгие годы художник вернулся в школу при музее изящных искусств Бостона, но уже в качестве учителя, а вскоре был избран членом Национальной академии дизайна.
Филипп Хейл ушел из жизни в 1931 году, прожив счастливую и спокойную, словно звенящий летний полдень на его картинах, жизнь.