Приписывается Рафаэлю
Поскольку Рафаэль - один из самых известных художников в мире, все работы его кисти ценятся очень высоко. Это приводит к тому, что многие картины мастеров папского круга приписываются именно ему. В те времена художники часто «дописывали», копировали и переделывали работы друг друга. Кроме того, нужно учесть и то, что не все картины Рафаэль, имеющий множество учеников, выполнял сам от начала и до конца, особенно в последние пять лет жизни. Зачастую он только начинал, слегка подправлял и завершал работы учеников несколькими мазками, которые при этом заставляли их сверкать, как писал его современник Джорджо Вазари.
А еще необходимо учесть, что на протяжении своей короткой жизни художник неоднократно менял манеру письма, творчески усваивая лучшее из того, что делали другие мастера. Из-за этого возникают сложности в определении авторства картин.
Из портретного творчества Рафаэля Санти сохранилось не более 20 произведений, бесспорно принадлежащих его кисти. Основная их часть остается в галереях Питти и Уффици (Италия).
Рафаэль, портрет Бальдассаре Кастильоне
Картина с изображением Бальдассаре 1514-1515 годов - это одно из самых значимых произведений как самого художника, так и всего искусства эпохи Возрождения. На портрете запечатлен Бальдассаре Кастильоне, дипломат и гуманист, типичный представитель знатного тосканского рода, друг и покровитель Рафаэля. Он выглядит на полотне удивительно естественно, чувствуется даже некоторая стеснительность в сжатых пальцах рук. Но горящие в глазах ум и ирония над самим собой, позирующим, позволяют зрителям легко представить этого человека смеющимся и серьезным одновременно. Во время написания портрета Бальдассаре было 37 лет. На полотне изображен уверенно стоящий на ногах и знающий цену себе и жизни мужчина.
Вельможа и воин, свой в кругу художников и писателей, папский нунций в Испании и человек, любящий жизнь, олицетворяющий собой эпоху гуманизма и свободы, таков Кастильоне. В чертах лица совсем нет чванства и гонора, которым отличалось большинство портретов знатных итальянцев той эпохи (да и представителей знати других времен). Неудивительно, что работой восхищались и брали что-то для себя Тициан, Матисс и Рембрандт. Потом портреты, передающие мгновенное состояние, остроту и множественность эмоций, глаза, от которых не оторвать взгляда, мастерски будет писать Франц Халс.
Покровители Рафаэля
В своей жизни Рафаэль Санти портретов своих покровителей написал множество. Способность нравиться была присуща не только работам великого художника, но и ему самому в отличие от сумрачного и сурового Микеланджело. История не упоминает ни о врагах Рафаэля, ни о его ссорах с друзьями, покровителями или товарищами по цеху. Все написанные художником картины нравились и моделям, и зрителям. Поэтому заказов у мастера было очень много. Но главными заказчиками Рафаэля Санти следует считать, конечно, римских Пап и их окружение. Стоимость работ была велика, поэтому художник очень скоро стал богат.
Понтифики в творчестве Рафаэля
Рафаэль портреты пап начинает писать с Юлия II в 1511 году, уже будучи достаточно зрелым и признанным художником. Полотно с изображением понтифика хранится в Национальной лондонской галерее. Рафаэль был рекомендован папе архитектором Браманте, земляком художника. Обаяние и работоспособность молодого мастера расположили к нему понтифика, властного и амбициозного человека. Он доверил Рафаэлю расписывать залы Ватикана, а затем приказал счистить фрески старых мастеров, подготовив стены и потолки под работы Рафаэля, что и было выполнено.
Кроме портрета папы Юлия 2, Рафаэль известен изображением Льва Х с кардиналами, датируемым 1518-1519 годами, хранящимся во флорентийской галерее Уффицы.
Изображения Римских понтификов требуют особого внимания. Рассмотрим некоторые из них.
Юлий II Рафаэля
Это одно из наиболее запоминающихся полотен кисти великого художника. На портрете папы Юлия II изображен очень старый человек, сидящий в кресле с множеством атрибутов своей власти. Он глубоко задумался, его мысли не здесь, но они спокойны. Он одет парадно: красная мантия и белый стихарь красиво оттеняют друг друга, на голове символ папской власти – тиара, на руках – перстни. Властность, принципиальность и несгибаемая сила - вот характеристики этого человека. А еще любовь к дорогим и красивым вещам. Лицо понтифика жестковато и суховато. О живости и натуральности портрета Д. Вазари писал, что увидев его, люди трепетали, как перед живым.
Лев Х с кардиналами
Этот портрет, если заменить одежду, вполне мог быть изображением главы какой-нибудь мафии с помощниками. От чувства тяжелых отношений и наличия большого количества общих грязных дел у этой троицы очень трудно избавиться. Не спасают ни раскрытая книга, ни умные глаза и красивые руки папы, ни дорогие ткани, ни золото, ни красные мантии братьев-кардиналов. Красно-черные тона картины подчеркивают и дополняют впечатление.
Портрет Аньоло Дони, хранящийся в галерее Питти, Флоренция
Эта работа Рафаэлю была заказана парной (вместе с изображением жены, Маддалены Дони) и была выполнена в 1506 году. Восхищенный творчеством Рафаэля Вазари, говоря о картине, рассказывает больше об истории ее создания, чем о самой работе, считая ее «проходной» в творчестве мастера.
На портрете изображен молодой, богато одетый мужчина, с напряженно-настороженным и в то же время гордым взглядом, в котором можно угадать и лукавство, и странную беззащитность одновременно. Он явно хочет встать и уйти, судя по взгляду, а поза говорит о полной расслабленности и уравновешенности. Эта двойственность была и в самой жизни Аньоло Дони: будучи крупным торговцем шерстью, он очень много тратил на приобретение предметов искусства. Заказ двойного портрета у знаменитого Рафаэля явно обошелся ему недешево и был сделан только ради жены.
На картине Аньоло изображен в модном, хорошо сшитом богатом костюме (белье из явно дорогой и тонкой ткани) и мягкой шапочке в тон, грубоватые руки подчеркнуто украшены перстнями.
"Кардинал", хранящийся в Музее Прадо, Мадрид
Написанный на дереве в 1510-1511 годах Рафаэлем «Портрет кардинала» был заказан художнику и понравился заказчику. Яркая оранжево-алая мантия с целым рядом пуговиц и такая же парадная шапочка помогают оттенить выразительные черные глаза, легкий румянец и нежную кожу модели. Спокойствие и уверенность в себе, властность и одновременно способность льстить в позе и сжатых губах завершают характеристику. Еще молод, но далеко пойдет - вот вывод, который сам собой напрашивается.
Многие полотна с изображением молодых людей, выполненных или приписываемых Рафаэлю, очень разнятся по колориту и создаваемому впечатлению.
Рассмотрим две работы Рафаэля: «Портрет молодого человека» и «Портрет молодого человека с яблоком».
На полотне с яблоком, датируемом 1505 годом, изображен юноша (предположительно Франческа Мария делла Ровере, 15 лет). В глаза бросаются породистое, изящное лицо, полуприкрытые глаза, тонкие губы. Красивый красный костюм, щедро отделанный мехом, манера держаться - все сообщает, что их владелец богат и знатен. Жесткость и неумолимость проглядывают с картины, вряд ли улыбка этого человека будет приятной.
Другая работа Рафаэля – выполненный на дереве «Портрет молодого человека», предположительно Пьетро Бембо, оставляет совершенно другое впечатление. Мастер наполнил изображение своего друга покоем, светом и любовью, как он это делал на многочисленных фресковых и живописных работах мадонн. Молодой человек на портрете Рафаэля при всей миловидности и мягкости выглядит явно мужчиной: сильным, добрым и целеустремленным. Мощная шея и плечи выдают фигуру воина, защитника.
Этот юноша впоследствии достигнет вершин, станет кардиналом Пьетро Бембо и знаменитым в свое время писателем и поэтом, автором «Азулинских бесед». Он будет изображен Тицианом в красной кардинальской мантии в возрасте 70 лет.
Сила и слава Рафаэля как портретиста
Еще не одну сотню лет работы мастера будут интересовать людей всего мира, еще многие люди будут видеть в полотнах Рафаэля скрытые характеры, самые разные черты своих знакомых, друзей и недругов. Многие художники будут учиться у Рафаэля мастерству портрета. Ведь мастер обладал силой, способной при всем величии сана склонить на свою сторону таких могущественнейших людей, как Юлий II и Лев Х, сумел достигнуть с их помощью величайшего почета как для себя, так и для искусства.