Пришельцы советского кино: кто из актеров и актрис убедительнее всех смотрится в роли инопланетянина
Советские «инопланетяне» действительно выбивались из общей массы – даже увидев их один раз, зрители запоминали этих необычных героев. Даже сегодня они кажутся какими-то «нездешними»…
«Аэлита», 1924
Первый советский фантастический фильм, который стал и первым полнометражным фильмом о космическом полете, появился еще в эпоху немого кино, в 1924 г. Это была «Аэлита» Якова Протазанова по одноименному роману Алексея Толстого. Марсианские декорации были выполнены в духе конструктивизма, а дизайн костюмов марсиан разрабатывался театральными художниками по костюмам Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии знаменитого советского модельера Надежды Ламановой. Роль королевы Марса досталась Юлии Солнцевой. Она была известна не только как актриса, но и как первая женщина-режиссер, удостоенная приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 1961 г., а также как супруга писателя и кинорежиссера Александра Довженко. Роль Аэлиты стала для нее дебютной и принесла актрисе первую популярность – зрители были очарованы ее граций и красотой, мужеством и властностью.
Фильм получил множество недоброжелательных отзывов критики, досталось и марсианским декорациям и костюмам, которые называли «нелепыми и неудобоносимыми»: «Мужские безукоризненны, но дамские… слишком напоминают «Ателье мод» с Петровки… Экстер населила Марс не то римскими легионерами, не то современными водолазами», «сама Аэлита поблекла под бременем костюма». Недооцененный в свое время, этот фильм позже называли предшественником всей кинофантастики ХХ в.
«Эта веселая планета», 1973
Фильм «Эта веселая планета», снятый в жанре музыкальной фантастической комедии, – это история о том, как инопланетяне прибыли на Землю с целью уничтожения человечества, но изменили свои намерения, побывав на новогоднем балу, устроенном сотрудниками обычного советского учреждения. Роли инопланетян достались Екатерине Васильевой, Леониду Куравлеву и Виктору Сергачеву. Пришельцы лишены эмоций, но, проникнувшись духом «непонятного земного праздника», учатся чувствовать, как люди.
На роль инопланетянки Зет искали актрису «с огоньком». Пробы проходили многие претендентки, но Ирину Мирошниченко забраковали как чересчур холодную и не комедийную актрису, по той же причине не подошли Ольга Яковлева, Эльза Леждей и Клара Лучко. А вот Екатерина Васильева с первого же появления на съемочной площадке очаровала всех. Сценарист Дмитрий Иванов рассказывал: «Как только Васильева пришла на пробы, с порога, с лету что-то показала, как-то пошутила, всех рассмешила, да с таким задором, что мы все просто в нее влюбились. Внешне Катя не такая красотка, как Мирошниченко, Яковлева, к тому же только родила и была не в форме, но взяла своей эксцентричностью, темпераментом. До того, как она ударилась в религию, была очень остроумной, разбитной, а по фильму такой человек и требовался. В фильме она и сплясала, и подурачилась».
«Инопланетянка», 1984
Холодной и бесчувственной была и главная героиня фантастической комедии «Инопланетянка», роль которой исполнила малоизвестная актриса с яркой внешностью Лилиана Алешникова. По сюжету, научиться любить и испытывать настоящие эмоции инопланетянка научилась только после того, как попала на Землю. Эта роль стала последней в недолгой кинокарьере Алешниковой – она начала сниматься еще в конце 1950-х гг., но сыграла всего около 20 ролей в кино. В конце 1980-х гг. ей перестали предлагать новые роли, а в следующем десятилетии актриса ушла с киностудии и полностью посвятила себя заботам о больной матери и воспитанию сына.
«Через тернии к звездам», 1980. «Гостья из будущего», 1984
Главной инопланетянкой советского кино по праву называли актрису Елену Метелкину, которая благодаря своей нестандартной внешности и невероятно выразительным огромным глазам дважды получала роли представительниц инопланетных цивилизаций. Она еще с детства казалась окружающим немного «не от мира сего» – в школе у нее не было друзей, одноклассники шутили над ее внешностью и манерой общения, поэтому их обществу она предпочитала книги. Однако после школы ее судьба круто изменилась – высокий рост и худощавое телосложение, вызывавшие насмешки одноклассников, оказались идеальными для профессии манекенщицы. Елена Метелкина стала одной их самых востребованных манекенщиц середины 1970-х гг.
Увидев ее фотографии в журнале мод, создатели фильма «Через тернии к звездам» сразу поняли, что главная героиня Нийя должна быть именно такой – так Метелкина оказалась на съемочной площадке. Хотя у нее не было профессионального актерского образования, с ролью она справилась успешно, что позже объясняла так: «Режиссер просил быть совершенно несексуальной. Быть послушной и делать то, что он просит. Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось».
Спустя 4 года ей снова досталась роль инопланетянки – она сыграла Полину в фильме «Гостья из будущего». Ее героиня действительно казалась неземным существом – прекрасным, совершенным и недосягаемым. Ради съемок в кино Елена Метелкина на время оставила работу манекенщицы, но ее актерская судьба так и не сложилась – она сыграла всего 6 ролей, самыми яркими из которых так и остались Нийя и Полина. До середины 1990-х гг. она продолжала выходить на подиум, но потом демонстрационный зал ГУМа был закрыт, и Метелкина осталась без работы. Позже она была и секретарем, и продавцом-консультантом, и менеджером. А утешение бывшая актриса нашла в религии – самое большое удовольствие ей доставляло пение в церковном хоре и работа в иконной лавке.
Очень ярким персонажем в фильме «Гостья из будущего» стал и робот Вертер, которого сыграл актер Евгений Герасимов. Он играл в кино милиционеров, фронтовиков и разведчиков, но зрители его запомнили именно в этой роли. О съемках он рассказывал: «Я мечтал сняться в сказке, и когда Павел Арсенов предложил роль робота – согласился. Мы решили создать кибера доброго, очеловечить его. Вместе с режиссером придумывали походку, фирменный смех, который потом стал популярным. Намучился я с костюмом, он был из спецматериалов, используемых в космической отрасли, без пуговиц и молний. Меня одевали несколько костюмеров, и 12 часов я не мог его снимать, это было мучение, даже в туалет не сходить». В середине 1990-х гг. Евгений Герасимов пришел на телевидение, став автором программ «Кинескоп», «Парад звезд» и «Парад фестивалей», а в 2001 г. стал депутатом Московской городской думы и председателем комиссии по культуре.