Верёвка / Rope (1948, Альфред Хичкок)
«Верёвка» – режиссёрский эксперимент Альфреда Хичкока, снятый по одноимённой пьесе Патрика Гамильтона. Два студента, Брэндон и Филлип, без видимых причин убивают своего однокурсника и прячут труп в сундуке. После совершения преступления они устраивают небольшую вечеринку, на которую приглашают подругу, отца и сестру жертвы, а также преподавателя по имени Руперт. Упомянутый сундук используют в качестве стола.
Позже Руперт с ужасом осознаёт, что предпосылкой к убийству стала его неосторожная речь об идеях Ницше, когда преподаватель рассказал ученикам о «сверхчеловеке», который создаёт новые ценности, возвышается над понятиями добра и зла.
Источник / The Fountainhead (1949, Кинг Видор)
Это экранизация одноимённого романа создательницы философии объективизма, Айн Рэнд. Мелодрама об индивидуализме, снятая в немецком экспрессионизме, повествует о независимом архитекторе Говарде Рорке с ярко выраженным эго. Главный герой, окрылённый инновационными идеями, не желает отступать от своих принципов и стремится покончить с классической архитектурой.
Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet (1957, Ингмар Бергман)
Пожалуй, лучший фильм Ингмара Бергмана, не дававший покоя кинематографистам 20-го века совершенно новым уровнем съёмки не только в отношении сценария, но и в работе камеры.
Действие картины разворачивается в XIV веке, когда рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются из десятилетнего крестового похода. Рыцаря мучает вопрос, существует ли Бог на самом деле. К нему является Смерть, но Антониус предлагает ей сыграть в шахматы.
Мораль, смерть и экзистенциальная дилемма – основные темы, которые здесь поднимает Бергман.
Сладкая жизнь / La Dolce Vita (1960, Федерико Феллини)
«Сладкая жизнь» – культовая сатирическая трагикомедия Федерико Феллини. Этот чёрно-белый фильм считается кульминационной точкой в карьере легендарного режиссёра и одним из самых кассовых фильмов в его творчестве. Потрясающе хороша сцена с Марчелло Мастроянни и Анитой Экберг у фонтана Треви в Риме.
Ночь у Мод / Ma nuit chez Maud (1969, Эрик Ромер)
Чёрно-белая французская картина из золотой коллекции европейского кинематографа. Это история о молодом инженере, который, заприметив привлекательную блондинку в католической церкви, отправляется вслед за ней, но теряет её из виду и натыкается на давнего друга, преподавателя философии. Им предстоит провести вечер у Мод за разговорами о религии, морали и философии.
Любовь и смерть / Love and Death (1975, Вуди Аллен)
Упоительная сатирическая кинокомедия, в которой Вуди Аллен сумел смешать пародии на такие эпические произведения, как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети». Персонажи своими философскими дискуссиями и обсуждениями экзистенциальных вопросов особенно напоминают романы Толстого и Достоевского.
Будучи там / Being There (1979, Хэл Эшби)
Трагикомедия «Будучи там» – это экранизация произведения Ежи Коссинского. Главный герой – простой садовник Чэнс, всю жизнь проработавший в поместье, хозяин которого умирает. Теперь Чэнс, вынужденный покинуть дом, впервые оказывается на улице, где его сбивает лимузин богатой дамы. Она привозит его домой, чтобы показать врачу, и постепенно садовник оказывается в кругу самых влиятельных политиков. Кто бы мог подумать, что общими фразами из садоводства в высшем обществе можно произвести впечатление глубокомысленного интеллектуала.
Мой ужин с Андре / My Dinner with Andre (1981, Луи Маль)
Андре Грегори и Уоллес Шоун вместе написали сценарий к этому фильму и исполнили в нём главные роли. Сюжет – проще некуда: двое мужчин ужинают в шикарном ресторане и обсуждают жизнь. Вот и всё. Но их содержательные разговоры стоят того, чтобы со всем вниманием отнестись к киноленте.
Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982, Ридли Скотт)
Это один из самых умных и глубоких научно-фантастических фильмов всех времён. Среди философских тем, которые в нём поднимаются:
- дегуманизация человечества через образы технологического и капиталистического избытка;
- роль творца и творения, их взаимное порабощение;
- сама природа человечества: эмоции, память, цели, желания, жестокость, технологическое освоение окружающей среды, земная жизнь и смерть;
- смысл существования и многое другое.
Всё переплетается с потрясающими визуальными картинами мрачного футуристического городского пейзажа. Бегущий по лезвию – один из лучших научно-фантастических фильмом в истории кино.
Бартон Финк / Barton Fink (1991, Братья Коэн)
«Бартон Финк» – это оригинально преподнесённая история о талантливом драматурге, который взялся написать сценарий для Голливуда. Но работа не спорится у терзаемого муками творчества молодого человека, настроение которого ухудшается день ото дня. Этот фильм во многом предстает как метафора рая и ада, пестря сюрреалистическими образами, кафкианскими ситуациями и библейскими цитатами.
Зависимость / The Addiction (1995, Абель Феррара)
Вампирское философское кино, в котором режиссёр срывает с человечества маски, показывая, что все люди от чего-нибудь зависимы. Однажды аспирантку философского факультета, гуляющую по вечернему Нью-Йорку, подкарауливает женщина-вампир. После укуса новообращённая вампирша жаждет человеческой крови. Но при этом у неё появляются новые способности, и она осознанно задаётся важными общечеловеческими вопросами.
Шоу Трумана / The Truman Show (1998, Питер Уир)
Обычный человек Труман Бёрбанк обнаруживает, что весь его городок – искусные декорации, население – актёры, а вся его жизнь – шоу, которое транслируют по телевидению. Этот фильм – отсылка к мыслям великих философов: от Декарта до Сартра и от Шопенгауера до Платона.
Матрица / The Matrix (1999, Вачовски)
Культовый научно-фантастический боевик, породивший массу новых идей и отполировавший до блеска идеи старые. Настоящий шедевр фантастики об истинной природе реальности, где каждая сцена оказывает глубокое впечатление.
Помни / Memento (2000, Кристофер Нолан)
Психологический детектив о молодом человеке по имени Леонард Шелби, который страдает редким расстройством. Он ничего не может удержать в памяти дольше 15 минут. Герой помнит всё до смерти своей жены, но постоянно забывает о недавних событиях и окружающих людях. Леонард вынужден оставлять самому себе фотографии, записки и даже делать татуировки, чтобы найти убийцу жены и отомстить.
Пробуждение жизни / Waking Life (2001, Ричард Линклейтер)
Что есть сон, а что явь? Можем ли мы их различить? Какова природа сна? Это лишь несколько тем из широкого диапазона вопросов, порождаемых анимационной драмой Ричарда Линклейтера. Главный герой блуждает среди сцен, диалогов, безымянных персонажей, причём в некоторых важных эпизодах он даже отсутствует. Здесь вы встретите уже знакомую пару актёров из другого фильма Линклейтера (Итан Хоук и Жюли Дельпи из популярной романтической трилогии «Перед рассветом / закатом / полуночью»).
Переходя от эфирного к реальному, этот фильм ставит под сомнение обоснованность каждого аспекта существования, уходя прямиком в экзистенциальный кризис. Он заполнит ваш разум философскими вопросами, главный из которых: а реальна ли моя жизнь вообще?
Взломщики сердец / I Heart Huckabees (2004, Дэвид О. Рассел)
Комедия с неизбитым сюжетом о семейной паре, которая помогает другим решать свои экзистенциальные проблемы. Кино довольно сложное и глубокое. Среди затронутых тем: место человека в мире и место мира в человеке, охрана окружающей среды, лицемерие, любовь, одиночество и родство душ.
Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine (2004, Мишель Гондри)
Романтическая трагикомедия перерастает в драму с элементами фантастики, а увенчивается пробирающим до костей атмосферным финалом. Джим Керри предстаёт в непривычном для себя амплуа, впрочем, и Кейт Уинслет мы такой ещё не видели.
Этот фильм один из лучших в своём роде. В нём гармонично сочетаются романтика, оригинальность и сюрреализм.
Фонтан Фонтан / The Fountain (2006, Даррен Аронофски)
Фильм-притча режиссёра с множеством трактовок о современном учёном, отчаянно ищущем лекарство, которое должно спасти жизнь его жены, умирающей от прогрессирующей опухоли головного мозга. Здесь из различных временных периодов сплелись три сюжетные линии, которые объединяются в единое повествование о человеке, пытающемся спасти свою любовь.
«Фонтан» сфокусирован на понятии Ницше о вечном возвращении. Одно и то же событие продолжает повторяться бесконечное число раз в бесконечном пространстве. Томас, Том, Томми – все они действуют в разное время в разных местах, стремясь к одной и той же цели – к Древу жизни. Они боятся смерти и с таким усердием пытаются её одолеть, что забывают жить.