Психоделическое искусство Фаига Ахмеда: бакинский мастер создает ковры, соединяя вековые традиции с элементами сюрреализма
0
0
0
607
просмотров
Мода на традиционные ковры в интерьерах постепенно канула в прошлое. Этот некогда престижный атрибут домашнего обихода советского времени сошел со стен квартир и давно перекочевал на пол, превратившись из предмета достатка в остаточный элемент ушедшей эпохи. Однако, благодаря азербайджанскому художнику Фаигу Ахмеду, эти привычные всем объекты переродились в ультрасовременные предметы искусства ковроделия.

И уже сегодня творческие изыскания мастера осваивают трехмерное пространство в ведущих галереях и выставочных залах по всему миру, принося своему создателю хорошие гонорары.

Тканые ковры испокон веков использовались разными народами как обереги, в которых посредством различных символов зашифровывали таинственные знания и послания. Общая композиция традиционных ковров, как правило, построенная на равностороннем кресте, часто использовалась и шаманами, и ведунами. Зеркальная симметричность в рисунках ковровых изделий также была неслучайна.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда

Именно этот феномен и привлёк бакинского художника Фаига Ахмеда, интересующегося мистикой. А если учесть, что ковер является одним из символов Азербайджана, его отображением истории, то ковры, по мнению художника, хранят не только древние знания, но и ещё их можно воспринимать как «код общества».

Ковер из серии Liquid. Автор: Фаиг Ахмед.

Все дело в том, что древние мастера ткали ковры, опираясь на вкусы и символы, характерные для определённой географической области и национальной принадлежности конкретного кочевого племени. К тому же не только географический аспект, но и любые религиозные или политические изменения издавна накладывали свой отпечаток на ковроткачество, хотя их основа оставалась незыблемой.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда.

"Я - не художник, я - исследователь"

Фаиг Ахмед (Faig Ahmed, 1982) живет и работает в Баку, Азербайджан. В свое время он окончил факультет скульптуры Азербайджанской государственной академии искусств в 2004 году.

Первый опыт творческого изыскания Ахмед получил еще в раннем детстве, когда еще маленьким мальчиком, желая изменить рисунок ковра, разрезал семейную реликвию. Второй раз - когда был студентом вуза. Он выкрал несколько рулонов ткани с кафедры моды и задрапировал ею фасад пятиэтажного здания академии. После этого случая его исключили из академии, хотя позже и восстановили. А теперь его необычные работы, похожие на зрительную манипуляцию, можно увидеть на выставках в Великобритании, Германии, Италии, Китае, России, США, Франции и других странах.

Бакинский художник Фаиг Ахмед.

Эксперты его работы называют по-разному: «психоделические ковры», «цифровые фантазии на тему восточных ковров», «3D — ткачество», также сравнивают с «оптической иллюзией» и сюрреализмом, а иногда относят к глитч-арту и пиксель-арту. А все потому, что Ахмед делает свои ковры похожими на картинки психолога или полотна сюрреалиста: каждый видит в них что-то свое. Ведь не зря публика по всему миру приходит в неописуемый восторг, глядя на его работы.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда.

Однако, впервые задумав изменить восприятие ковровых изделий, в сознании людей, Фаиг столкнулся с немалыми проблемами. Чтобы соединить традиционные узоры со своими узорами-«багами», художник решил обратиться непосредственно к тем, кто в совершенстве владеет техникой создания ковров — ткачам, и столкнулся со стеной непонимания. Профессионалы, привыкшие к традиционным формам, наотрез отказывались сотрудничать с художником-новатором, проекты которого называли, мягко говоря, кощунственными. Ведь по задумке Фаига Ахмеда старинные ковры нужно было резать на части, перекраивать и буквально разбирать по нитям, а потом собирать в узоры, разработанные художником.

Ковер из серии Liquid. Автор: Фаиг Ахмед.

К счастью Ахмеда, один мастер все-таки согласился соткать его цифровые паттерны в качестве эксперимента, но, при условии, что его имя останется в секрете. Результат превзошел все ожидания, и со временем процесс наладился. К работе подключились еще несколько ткачей. А чтобы работа шла продуктивнее, художник начал создавать подробные эскизы проектов на компьютере, переносить их на инженерную бумагу, а затем уже отдавать в производство точную схему, которой должны следовать работники.

Ковер из серии Liquid. Автор: Фаиг Ахмед.

Нужно отметить, что для своего творчества Фаиг изначально использовал готовые изделия, среди которых попадались и ковры, сотканные более века тому назад. Разумеется, мастер, живущий в стране развитого ковроткачества, имел возможность ставить любые эксперименты над различными ковровыми изделиями, способными и рассказать историю, и послужить основой для новых арт-объектов.

Ковер из серии Liquid. Автор: Фаиг Ахмед.

Техника перевоплощения

Их он режет, перекраивает, доделывает – вернее сказать, омолаживает и адаптирует к культуре XXI века. Самым старым ковром, попавшим под ножницы мастера, стал 150-летний экземпляр, найденный в Карабахе у одной азербайджанской женщины и хранивший интересную романтическую историю. Будучи молодой, та сбежала из родительского дома с возлюбленным. И поскольку вся семья была против ее свадьбы с избранником, девушку поддержала только бабушка, подарив тот самый ковер в качестве приданого.

“Recycled”. Автор: Фаиг Ахмед.

Продавать памятную вещь владелица долго отказывалась даже по очень высокой цене, но согласилась, когда узнала, что покупатель — художник. Работая над этим древним экспонатом, художник долго не решался собственноручно его резать, и в итоге поручил это своим помощникам. В итоге из него Фаиг сделал произведение под названием “Recycled”, символизирующее переработку. В знак уважения художник разместил рассказ женщины рядом с модифицированным ковром на выставке, посвященной текстилю современного искусства.

Ковер из серии Pixel. Автор: Фаиг Ахмед.

«Люди могут подумать, что я занимаюсь уничтожением нашего национального символа. На самом деле я вдыхаю новую жизнь, используя при этом старинные рисунки и элементы», — говорит Ахмед. Он также считает себя скорее исследователем, нежели художником. По его мнению, художник — это тот, кто в своих работах выражает собственные идеи и взгляды. Для исследователя же гораздо более важен сам творческий процесс, а потом уж результат.

Ковер из серии Liquid. Автор: Фаиг Ахмед.

Однако некоторые ковры дизайнер создал, как говорится, «с нуля». Генерируя идеи, делая десятки эскизов на компьютере и переводя их на инженерную бумагу, он отдаёт ключевой вариант ткачам, которые и изготавливают ковры по той же технологии, что и 300 лет назад. В качестве материалов используются шерсть и натуральные красители.

Обратите внимание как объекты из серии Liquid, растекающиеся по поверхности, вызывают ассоциации с тающими предметами Сальвадора Дали. Не, правда ли, впечатляет.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда

Над каждым объектом работают от одного до пяти человек, а сама реализация художественного проекта может занимать от 3-х месяцев до нескольких лет. Фаиг лично участвует в создании ковров: из-за специфики ручного труда некоторые вопросы иногда приходится решать в процессе ткачества.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда

Фаиг говорит, что цифровой век не так уж и далёк от мира наших предков, ведь на компьютере можно воссоздать любой традиционный узор, а на ковре – пиксели. У мастера есть несколько работ, на которых обычный рисунок плавно переходит в пиксельный, будто обнажая историю своего цифрового создания. Стоит также отметить, что таким образом, кроме азербайджанских ковров художник работает с иранскими, индийскими и среднеазиатскими.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда

На счету Фаига Ахмеда — множество выставок, к том числе персональных, в галереях разных городов мира, от Парижа и Лондона до Нью-Йорка. Его работы находятся в музейных собраниях, — например, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, Художественном музее Сиэттла, а также в многочисленных частных коллекциях. Фаиг впервые представлял Азербайджан на Венецианской биеннале в 2007 году, а в 2013 году художник вошел в финальную тройку номинантов на приз лондонского музея Виктории и Альберта.

Волшебные ковры Фаига Ахмеда

P.S. Персидские ковры на живописных полотнах от Джейсона Сейфи

P.S. Персидские ковры на живописных полотнах от Джейсона Сейфи Персидские ковры на живописных полотнах от Джейсона Сейфи.

Что любопытно, когда одни мастера ткацкое искусство переводят в ранг современного ковроделия, другие - традиционные персидские ковры переводят в живописную плоскость, используя при этом холст и краски. Один из таких - Джейсон Сейфи (Jason Seife), молодой художник из Майями, выбравший объектом для своего живописного творчества необычную тему – персидские ковры. Да-да, Джейсон Сейфи древнее ткацкое искусство представляет в живописной интерпретации. Он воссоздаёт замысловатые узоры старинных напольных и настенных покрытий в смешанной технике акриловых красок и гуаши.

В мастерской художника. Персидские ковры на живописных полотнах Джейсона Сейфи.

В своих картинах художник использует традиционный дизайн, включающий растительные и геометрические орнаменты, их симметричность, а также символику. Произведения Джейсона Сейфи также широко известны мировому сообществу любителей искусства. Они экспонировались на различных международных выставках, включены в экспозицию Бруклинского музея. Поклонники творчества художника следят за новыми поступлениями в коллекцию на страничке Джейсона на Instagram.

Персидский ковер, изображенный красками. Автор: Джейсона Сейфи.

Что любопытно, мода на нарисованные ковры была широко распространена и в России почти век тому назад. Об этом наша публикация: Почему шедевры наивной художницы оказались в хлеву и как «райские ковры» нашли свое место в музеях: Алена Киш.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится