Но так как она была создана 500 лет назад, её смысл для нас слишком туманен. Ведь современное мировозрение сильно отличается от средневекового, базирующегося на ортодоксальной религиозности. Поэтому “ребус” Босха можно разгадать только в контексте его эпохи.
Это я и попытаюсь сделать, ответив на 5 вопросов картины.
Предыдущие посты на эту тему..
«Сад земных наслаждений»: путеводитель по самому известному триптиху Иеронима Босха.Семь невероятных загадок триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
1. Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?
Я обратила внимание, что одна и та же женщина встречается на всех трёх створках триптиха. Ева в Раю очень похожа на женщину в Саду наслаждений и на одну из грешниц в Аду.
Фрагменты картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.
Босх был религиозным человеком, поэтому вполне возможно, что он решил показать “путь от рая до ада” самой первой грешницы на Земле.
Как мы знаем из Библии, Ева вкусила яблоко с запретного дерева, чтобы стать как Бог, познав добро и зло. Она ослушалась своего Творца, поддавшись первому человеческому греху – гордыне.
Ева раскаялась, но было поздно. Изгнание из Рая было неминуемо. Бог повелел прожить Еве и Адаму земную жизнь и попасть в Ад, где они проведут более 5000 лет до Пришествия.
В Саду наслаждений Ева не участвует в происходящем. Она смиренно опустила глаза, так как раскаялась в своём грехе. На её голову одет прозрачный цветок. Возможно, это знак отрешенности и нежелания говорить что-либо, как и полагается смиренному человеку.
Но наказание неминуемо, и Ева попадает в Ад. Здесь она несёт наказание за свою гордыню. Поэтому ей очень долго придётся смотреться на своё отражение, чтобы её смирению не было конца. На груди у нее жаба, которая в средние века также была символом чванства и необоснованного тщеславия.
В Аду у Евы пожалуй самое смиренное и даже спокойное лицо. Ведь в отличие от других она знала, что сюда попадёт.
2. Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?
В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?
Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.
Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде средневековья.
Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.
Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.
Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.
3. Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?
Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).
Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.
Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.
Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.
Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.
Вот лишь несколько примеров:
Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.
Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.
Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.
На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.
Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.
Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.
4. Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?
В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.
Но что за символ в виде то ли буквы “М”, то ли буквы “В” стоит на этих ножах?
Фрагменты створки “Ад” картины Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”
В 15-16 веках в родном городе художника Хертонгенбосхе производили ножи, которые продавались в том числе за пределы Голландии. Так, они экспортировались в Испанию и Скандинавию. На этих ножах и ставился фирменный знак.
Поэтому я могу предположить, что это скорее буква “B”, как первая буква сокращённого названия города. Этот знак на ноже встречается и на других работах Босха, например, на картине “Страшный суд”.
5. Главная загадка картины Босха: почему на ней столько деталей?
Каждого, кто видел картины Босха, поражает то количество деталей, которыми изобилуют его работы. Их так много, что просто глаза разбегаются.
Босх был художником своего времени и естественно поддавался его влиянию. А в его время было принято прорисовывать каждую деталь.
Достаточно открыть любую книгу времён Босха, чтобы убедиться в доминировании такого стиля изображения через прорисовку множества деталей.
Вот лишь две страницы из часослова Анны Бретанской.
Страницы из часослова Анны Бретанской. Художник – Жан Бурдишон. 1503-1505 гг. Национальная библиотека Франции.
Такими же проработанными до мельчийших деталей были и картины средневековья. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Яна ван Эйка и Роберта Кампена.
***
Творчество Босха было не таким уж странным и непривычным для его современников. И другие художники его времени использовали в своих работах большое количество деталей, символов и неведомых существ.
Несмотря на то, что Босх многое впитывал от своих современников и переносил это на свои картины, нужно отдать должное его гениальности. Все-таки он – непревзойденный мастер в символике и загадках даже для своего времени.