Марина выросла в довольно странных обстоятельствах. Она родилась в Югославии – Белграде, Сербия, в 1945 году. Её родители стали видными фигурами в югославском правительстве после Второй мировой войны, их карьера, положение у власти и нестабильный брак сказались на воспитании девочки. Поэтому родительская роль легла преимущественно на плечи её бабушки, которая была невероятно одухотворённой.
Несмотря на милитаристское происхождение её родителей, Марина всегда интересовалась искусством и получала поощрение от матери, которая как могла поддерживала её в этих увлечениях. Всё началось с того, что Марина нарисовала летающие над авиабазами самолёты, (именно там работали её родители) воплощая таким образом свои травмирующие мечты на бумаге.
Первая попытка Марины в искусстве перформанса оказалась «Той, которой никогда не было». Идея этой работы состояла в том, что Марина должна была пригласить представителей общественности войти в галерею, снять одежду и подождать обнажёнными до тех пор, пока она постирает их одежду, а после стирки вернёт её.
Несмотря на то, что данный перфоманс не состоялся, план этого выступления ясно продемонстрировал, что даже на ранних этапах своей карьеры у Марины было желание исследовать идеи, связанные с семейной жизнью, домашним хозяйством и личными связями, а также последующими отношениями между каждой из этих концепций. К сожалению, на родине её творчество не обрело успеха и признания, поэтому в скором времени она переехала на Запад, чтобы зарекомендовать себя как авангардный художник-перформанс.
Постепенно она стала появляться со своими выступлениями в галереях и театрах, а в 1973 году на неё обратили внимание представители и организаторы Эдинбургского фестиваля Fringe, и с тех пор её слава в западном мире искусства начала процветать.
Именно на фестивале Fringe началась серия выступлений Марины, известная как «Серия ритмов», в которой она играла в игру с ножом, часто известной как «pin-finger», когда нож вонзается в стол между прорезями пальцев с возрастающей скоростью. Марина играла в эту игру до тех пор, пока она не порезалась двадцать раз, а затем воспроизвела аудиозапись этой игры, чтобы в очередной раз с максимальной точностью повторить происходящее ранее. Это выступление было одним из её первых попыток, связанных с исследованием пределов (или их отсутствия) физического и психического стресса человека. Это легло в основу серии её перфоманса, где уже каждый желающий мог принять участие в этой игре.
«Ритм 0», например, представлял собой игру, в которой Марина положила семьдесят два предмета на стол с инструкциями, чтобы зрители могли использовать их так, как они сами того пожелают. Посетители мазали её оливковым маслом, рвали на ней одежду и в конце концов даже направили заряженный пистолет ей в голову.
Находясь в Голландии и создавая серию ритмов, Марина начала отношения с художником Уве Лайсипеном (известным просто как Улай). В их работе рассматривались отношения между влюблёнными мужчинами и женщинами. Она исследовала сложную динамику, часто заключающуюся в этих отношениях, и они часто использовали физическую боль как метафору и проявление этого. Марина и Улай буквально выясняли отношения на сцене, то крича друг на друга по очереди, стоя в запредельной близости, то буквально сталкиваясь друг с другом лбами на полном ходу.
Мощная химия, которая сделала выступления пары такими захватывающими, подошла к концу в их последнем совместном выступлении, когда они отправились с противоположных концов Великой Китайской стены, чтобы встретиться посередине. Само по себе это яркая демонстрация преданности между двумя влюблёнными. Однако их отношения резко оборвались после того, как Улай стал оказывать знаки внимания с одной из коллег, с которой они работали в течение нескольких лет в преддверии спектакля.
Творчество Марины настолько неординарно, что вызывает множество разногласий и споров. Но есть одно произведение искусства, которое вызвало гораздо больше шума, чем любое другое. Её серия «Духовная кулинария» привела к обвинениям в сатанизме и членстве в культе, от которых было особенно трудно избавиться.
Обвинения проистекают из её участия в «Pizzagate», когда произошла утечка электронных писем между Абрамовичем и Тони Подестой. Всё это привело к тому, что Марину стали обвинять в причастности и соучастии в гнусных практиках, в которых обвиняли Подесту и его сообщников. Было даже высказано предположение, что Абрамович играла особую роль в качестве сатанинского духовного лидера группы.
В то время как это вызвало бурю среди многих правых фракций американской прессы, Марина сделала всё возможное, чтобы дистанцироваться от этих обвинений, заявив, что её серия работ «Духовная кулинария» заключается в исследовании концепций, связанных с ритуалом и духовностью, а это в свою очередь всегда было главной темой её творчества.
В 2010 году Марину пригласили провести крупную ретроспективу её работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Шоу называлось «Художник присутствует», так как Марина буквально была частью выставки и принимала участие в спектакле в течение всего его времени.
На протяжении трёх месяцев, она ежедневно проводила по семь часов, сидя в кресле и принимая посетителей со всего мира. Спектакль был задокументирован в фильме, который разделял его название. Он показывает физические и умственные потери, которые шоу нанесло Марине, и захватывает лишь часть многих мощных и эмоциональных взаимодействий, которые обеспечивало представление. Самое примечательное, что фильм запечатлел трогательный момент, когда Улай подошёл и сел напротив Марины в галерее.
Лица участников также были задокументированы фотографом Марко Анелли. Он сделал снимок каждого человека, который сидел с Мариной, и записал, сколько времени они просидели вместе. Подборка портретов из этой коллекции позже была представлена в фотокниге Анелли, который получил разрешение на использование данных снимков в личных целях.
Марина должна была провести ещё одну ретроспективу, на этот раз в Королевской академии летом 2020 года. Однако события в мире, вызванные пандемией COVID-19, вынудили перенести выступление на 2021 год. Пока точно неизвестно, из чего будет состоять эта выставка. Но ходят слухи, будто бы работа будет представлять собой направление, связанное с изменениями в её теле с течением времени.
На выставке Марины Абрамович, конечно, будет представлена большая часть работ, упомянутых выше, в виде фотографий и документальных кадров. При этом она снова будет дискутировать вокруг одного из самых центральных дебатов в истории перформанса – насколько важно физическое и временное присутствие при восприятии перформанса и меняет ли технология наше взаимодействие с ним. Но как бы там ни было, и чтобы на этот раз не приготовила Марина для искушённого зрителя, шоу как всегда обещает быть эмоционально ярким и неординарным, ведь в случае с Абрамович иначе не бывает.
В продолжение темы о женских достижениях, читайте также о том, как картины, воспевающие красоту темнокожих женщин, спровоцировали скандал, вызвав всеобщее недовольство, тем самым сделав творчество Гармонии Розалес узнаваемым во всём мире.