От природы, будучи деловым человеком до мозга костей, он ухитрялся проворачивать такие аферы, что никто даже помышлять о таком не мог. А если учесть, что это происходило в сталинские времена, то и вовсе это приравнивалось к области фантастики. Не зря даже лучшие друзья артиста за глаза называли его «Марк себе Наумович». Но однажды в его жизни случилась роковая любовь, на несколько лет закрывшая ему дорогу на эстраду и в кино, а также прикрывшая предпринимательскую лавочку.
А начнем с того, что у Бернеса не было ни музыкального образования, ни природных вокальных данных, и к тому же он совершенно знал нот. Зато его невероятное обаяния и умение выбирать репертуар сделали его известным русским шансонье. А его природный артистизм с лихвой компенсировал высокие октавы, которых у артиста и в помине не было. Тем не менее, стоило Бернесу спеть понравившеюся ему новую песню, как она тут же становилась шлягером, у него был особый нюх на подбор своего репертуара. В средине 20 века Марк Бернес был самым ярким и запоминающимся лицом и голосом эпохи, в которой жил.
Надо сказать, что жить Марк Бернес умел красиво, он никогда не жалел средств на достойную жизнь, обожая комфорт, красивых женщин, дорогие рестораны, модную одежду и автомобили. Но для этого нужны были деньги, и не малые.
Поэтому, помимо ролей в кино, театре и выступлений на эстраде у Марка Наумовича было очень доходное хобби - предпринимательство (сейчас бы так это назвали). Возвращаясь домой из заграничных гастролей, он привозил чемоданы дефицитной одежды - «фирмы», которую весьма выгодно сбывал в Москве. Сам артист одевался с иголочки, ведь не зря за ним закрепилась репутация большого модника. К тому же приезжие в Москву иностранцы хорошо были осведомлены, у кого можно было обменять валюту на советские рубли, не по официальному грабительскому курсу.
Дошло даже до того, что дважды в год Бернес ездил в Югославию, и скупая с пол вагона вещей, привозил их в СССР. Затем сбывал по спекулятивной цене. Власть же закрывала глаза на предпринимательские наклонности заслуженного артиста. Однако поставку товара с Югославии все же вскоре прикрыла, уж больно все было с размахом.
К слову сказать, позже такой опыт у Бернеса переняли коллеги Николай Сличенко и Муслим Магомаев.
Было у заслуженного артиста еще одно дорогостоящее и мало кому доступное по тем временам хобби - автомобили. К слову сказать, у него первого в Союзе появилась «Волга» с автоматическим омывателем стекол. Довольно известный в стране то время конферансье Павел Леонидов в своих воспоминаниях писал: «Ручаюсь, что не было, нет и не будет в этой стране человека, который сумел бы выманить, выпросить, выторговать, а после втридорога перепродать столько легковых автомашин, сколько их "достал" и "загнал" Бернес»..
Обладая безграничным обаянием, Марк имел в такой же степени и несносный характер. Грандиознейший скандал мог устроить на ровном месте, а тем паче, если появлялся хоть малейший повод. Без разбору и, несмотря на регалии и даже дружбу, он мог осадить публично любого, а затем, как ни в чем не бывало, продолжать с ним общение.
В особенности артист становился несносным перед выходом на сцену. Все знали: в такие моменты лучше держаться от него подальше. Однако стоило Бернесу выйти к публике, как он мгновенно преображался: знаменитая улыбка, невероятное обаяние, завораживающий и вкрадчивый, - как сказали бы сегодня, сексуальный голос. Весь этот набор артистических приемов магически и безотказно действовал на публику.
... А особенно на женщин, влюблявшихся именно в его неподражаемый тембр голоса. У каждой советской девушки была открытка с фотографией артиста. А от непосредственных поклонниц у Бернеса и вовсе не было отбоя. Бесконечные романы и интрижки изрядно портили жизнь первой его жене Полине Линецкой, артистке театра, с которой он прожил двадцать пять лет под одной крышей. О печальной истории их любви читайте в обзоре: Цена любви Марка Бернеса: почему говорят, что советский артист предал свою горячо любимую жену Паолу Линецкую.
Роковая любовь
После смерти Паолы у артиста было множество любовных связей, ни одна из которых не длилась дольше одного-двух месяцев. Но однажды он влюбился в восходящую звезду советского кино Изольду Извицкую, невероятно красивую, с особым шармом актрису. И нужно сказать, на тот момент она была замужем, но, как известно, это никогда не останавливало Бернеса. Не смущала его и разница в возрасте с возлюбленной: ему было 47, ей - 26. Однако эти отношения стали для артиста роковыми и принесли не только уйму неприятностей, а и поставили на его карьере крест. Правда, года на три, но их с лихвой хватило, чтобы Марк на своей шкуре прочувствовал давление правящего режима.
У Изольды Извицкой было немало влиятельных поклонников, среди которых был и Алексей Аджубей, главред газеты «Комсомольская правда», зять Никиты Хрущева. Он был несколько моложе Бернеса, и не смог простить того, что Изольда отдала предпочтение стареющему, но не теряющему свой лоск и обаяние, известному артисту. И нужно отметить, что его популярность, как на сцене, так и среди шикарных женщин столицы, очень многим не давала спокойно спать. Даже сам Никита Хрущев ревновал его к советскому народу, который безмерно обожал и любил Бернеса.
Однажды на большом концерте в Кремле Марк Наумович исполнил по регламенту две песни, от которого, без разрешения ответственных за мероприятие, отступать было не положено. Но публика аплодисментами начала требовать песню на "бис". Артист, зайдя за кулисы, растерялся, не зная, что делать, так как рядом не оказалось никого, кто мог дать разрешение выйти на сцену в третий раз. И все бы ничего, если бы в правительственных ложах не сидели высокопоставленные лица государства во главе с Хрущевым. Такой проступок артиста тут же был расценен как неуважение к советскому народу.
А Алексей Аджубей, быстро оценив обстановку, начал на любимца публики настоящую охоту. Несколько столичных и союзных газет тут же опубликовали разгромные статьи о Бернесе, а затем добавилась нелицеприятная история, что якобы, артист вместе с любовницей, разъезжая по Москве и нарушая правила дорожного движения, жестко отреагировал на замечания инспектора.
Разумеется, после вылитой на певца и актера грязи, ему закрылась дорога и в кино, и на сцену на долгих три года. А с Изольдой они почти сразу же расстались.
Поздняя любовь
Второй женой и последней любовью Марка Бернеса стала Лилия Бодрова, с которой он прожил около десятка лет. К слову сказать, он и эту женщину увел из семьи. Ее супругом был французский фотокорреспондент журнала «Пари матч» и владелец единственного в Москве «Шевроле». На любви к шикарным автомобилям мужчины в свое время и сошлись. А позже супруг Лилии познакомил ее с Бернесом.
Ему уже 49, она - на 18 лет моложе. Не прошло и года, как Лилия ушла от мужа к Бернесу. Они прожили вместе более девяти лет, и это были самые спокойные годы в жизни Бернеса. К нему снова вернулась ошеломительная популярность, у него было все, о чем он когда-то мечтал: любовь молодой красивой женщины, автомобили, шикарная жизнь, слава и деньги. В 1960 году на стадионе в Москве он исполнил «Враги сожгли родную хату» — свою самую пронзительную и одну из самых главных песен своего репертуара. После этого концерта Бернес стал в Советском Союзе звездой эстрады первой величины. Другого такого не было.
Однако в 1969 судьба неожиданно поставила знаменитому актеру подножку - врачи диагностировали у него последнюю стадию рака. И как Бернес не отказывался верить этому, факт оставался фактом. За несколько дней до кончины Марк Наумович попросил жену, чтобы на похоронах звучали в записи его четыре песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли». А похоронить себя просил на Новодевичьем кладбище рядом с могилой первой жены Полины Линецкой. Последняя воля Марка Наумовича, безусловно, была исполнена.
На похороны любимого артиста, казалось, собралась вся столица. Вокруг Дома кино было невероятное столпотворение, а на кладбище народ толпился с раннего утра, дабы попрощаться с любимым певцом. Представители власти на церемонии погребения не присутствовали.