О том, что эта история не была вымышленной, стало известно в 2012 г., когда Надежда Репина опубликовала свою книгу «Все к лучшему. История любви, которая легла в основу фильма «Зимняя вишня». В ней она рассказала об их романе со сценаристом Владимиром Валуцким. Долгие годы оба скрывали этот факт, потому что оба были несвободны: Валуцкий был женат на актрисе Алле Демидовой, Репина состояла в браке с режиссером Андреем Разумовским. Несмотря на это, их отношения продолжались 14 лет и были такими же мучительными, как у героев фильма «Зимняя вишня».
Они познакомились в 1974 г. в Ялте, куда Владимир Валуцкий приехал на съемки фильма «Звезда экрана». Надежда Репина была там задействована в массовке. Ей было 27 лет, за 3 года до этого она окончила актерский факультет ВГИКа. Еще во время учебы Репина начала сниматься в кино, но сыграла всего в четырех фильмах: «У озера», «Большой янтарь», «Любить человека», «За облаками – небо».
Ее первой любовью был Вячеслав Тихонов. До поступления во ВГИК Надежда Репина работала курьером в дирекции Киностудии им. М. Горького, а Тихонов дружил с директором этой студии. Там они и встретились. Ей было на тот момент 18 лет, ему – 37. К тому моменту он уже развелся с Нонной Мордюковой. Их роман с Репиной был платоническим – она тогда не была готова к дальнейшему развитию отношений. Актриса вспоминала: «Конечно, мы целовались. Но большего я не позволяла: «Нельзя!» А он с обидой спрашивал: «Ты за какую команду болеешь? За «Динамо»?» Тогда я не понимала смысла этой фразы... И только потом узнала, на что он намекал: мол, кручу «динамо» взрослому мужику...».
На первом курсе Надежда вышла замуж за режиссера Андрея Разумовского, у них родился сын. Ему исполнился год, когда актриса уехала на съемки в Ялту и встретила там Валуцкого. Репина признавалась, что так устала от бессонных ночей, что восприняла эту поездку как шанс хоть ненадолго отвлечься и отдохнуть. Валуцкий поначалу не вызвал в ней сильных чувств – она любила мужа, но их отношения казались ей слишком спокойными, пресными, без страстей. Тогда ни Репина, ни Валуцкий не предполагали, что их роман растянется на 14 лет и будет иметь разрушительные последствия…
Надежда Репина до сих пор не уверена в том, была ли это любовь. Для их отношений больше подходили другие слова – страсть, безумие, наваждение, зависимость, ослепление, влечение. Они изводили друг друга сценами ревности, постоянными скандалами, историями о своих изменах, расставаниями. Репина звонила ему, и если он отвечал: «Вы не туда попали», она понимала, что рядом – жена. Иногда ей отвечала она, и тогда Надежда бросала трубку. А потом Валуцкий придумал называть ее по телефону Михаилом Юрьевичем, как Лермонтова. Иногда Демидова его спрашивала: «Что, Михаил Юрьевич звонил?» Когда Репина в очередной раз возвращалась домой посреди ночи, муж не задавал ей вопросов, боясь услышать ответ, а она ждала, когда же он наконец от этого устанет и выгонит ее. Однажды так и случилось – Разумовский больше не смог терпеть постоянного вранья и ушел от нее.
Валуцкий и Репина не щадили друг друга, заставляли страдать, старались задевать за самое больное. И у него, и у нее действительно были романы с другими людьми, о которых они специально рассказывали друг другу, чтобы вызвать ревность. Однажды случилась история, очень похожая на ту, которую пережила на экранах героиня Елены Сафоновой. Надежда Репина познакомилась с иностранцем, итальянцем Джорджио, он приехал из Рима и сделал ей предложение. Она не испытывала к нему никаких чувств – просто надеялась на то, что Валуцкого это заставит развестись с женой. Он не раз вечером обещал Репиной, что уйдет из семьи, а наутро передумывал – никак не мог решиться.
Актриса рассказывала: «Приезжает Джорджио. Стоит на кухне в фартуке, готовит спагетти. Звонит Валуцкий: «Все отменяй – женимся!» – «Я вызвала Джорджио из Рима, ты что, обалдел?» – «Я ничего не могу с собой сделать, я тебя люблю, отменяй Джорджио!» А я, когда слышу его голос, я просто умираю от любви. Иду на кухню, подхожу к Джорджио и говорю: «Дольче мой, сладкий мой, мио аморе, ты меня прости, но мы сейчас съедим спагетти, выпьем шампанское, и ты уедешь». Он обернулся ко мне и сказал: «Надя, я с первой встречи знал, что ты больная!» Мы съели спагетти, выпили шампанское, и он уехал. Приезжает Валуцкий с пистолетом, оказавшимся зажигалкой. Мы остаемся с ним, и ничем это все равно не заканчивается…».
В начале 1980-х гг. Владимир Валуцкий написал сценарий фильма «Зимняя вишня», главный герой которого мечется между женой и любовницей и никак не решается уйти из семьи. По словам Репиной, главная роль в этом фильме предназначалась именно ей, и она была очень возмущена, когда узнала о том, что утвердили Наталью Андрейченко. Она успешно прошла пробы, ведь ее попадание в образ было стопроцентным. Именно такой Валуцкий и описал в сценарии главную героиню – темпераментной, взбалмошной, скандальной, истеричной, неуравновешенной. Но тут у Андрейченко на съемках фильма «Петр Великий» начался роман с Максимилианом Шеллом, и в назначенный день она не явилась на площадку. Ее отстранили от роли и срочно начали искать замену.
В итоге роль Оли досталась Елене Сафоновой. В ее исполнении героиня выглядела совсем другой – лиричной, трепетной, любящей, терпеливой, робкой, интеллигентной. Ради нее режиссер решил внести правки в сценарий, и в результате общая тональность фильма получилась совсем другой, а главная героиня вызывала у зрителей не возмущение, а сочувствие и симпатию.
Надежда Репина была на премьере фильма. Многим женщинам тогда казалось, что эта история будто списана с их собственных судеб, но она одна знала, как все было на самом деле. Позже актриса рассказывала: «А название «Зимняя вишня» он взял из моего рассказа... Однажды я, уложив спать маленького сына, отправилась в магазин за продуктами. Купила мороженую вишню и положила на тарелку оттаивать. Андрюша проснулся и удивленно спрашивает: «Мамочка, откуда зимой вишня?» И я ему рассказала целую историю: «Пока ты спал, мое сокровище, я решила покататься на лыжах. Гляжу – посреди снега стоит живое вишневое дерево, все усыпанное ягодами. И я сорвала их тебе...» На премьере фильма в Доме кино я сидела среди зрителей. Когда зажегся свет, зал взорвался аплодисментами. А я сидела и плакала. Ведь это была история нашей с Володей любви! Хотя в жизни все происходило куда жестче, чем в фильме…».
Владимир Валуцкий так и не решился уйти от Аллы Демидовой. И настаивал на том, что все герои и сюжет «Зимней вишни» вымышлены: «До сих пор появляются какие-то невероятные женщины, объявляющие себя прототипами главной героини. И чуть ли не сюжет они мне подсказали и диктовали. Это неправда. У меня в 1982 году был договор со сценарной студией, сроки поджимали, и я придумал данную историю на едином дыхании за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребенком, влюбленной в женатого мужчину; любовь, предательство, одиночество... У Ольги из «Зимней вишни» нет какого-то определенного прообраза. Это собирательный персонаж. Мои отношения с Репиной – без комментариев! Не хочу ворошить прошлое». Однако спустя 7 лет после их расставания Валуцкий подарил Репиной книгу «Зимняя вишня», где на титульной странице зачеркнул слово «вишня» и написал «Надя». И добавил: «Милой вишне от автора».
Надежда Репина осталась одна. Спустя годы она призналась: «Мне кажется, что большую часть любви, отданной мной Валуцкому, я отобрала у мужа и сына. Разделила ее между тремя людьми, а делать этого не имела права. До сих пор испытываю чувство вины перед ними, особенно перед сыном…».
Многие удивлялись тому, как вела себя в этой ситуации жена Валуцкого. Кто-то восхищался ее мудростью, кто-то удивлялся спокойствию: Почему коллеги называют Аллу Демидову «осколком мрамора».