Италия в XIX веке вернулась на международную арену с такими художественными течениями, как романтизм, стиль Либерти и дивизионизм.
Одним из главных течений итальянского искусства XIX века является Романтизм. Романтизм рассматривает музыку и искусство как Божественные дары, способные выражать чувства и интимную религиозность. Природа рассматривается как место, где можно созреть свой духовный опыт, поэтому в картинах XIX века часто встречаются пейзажи мрачных и тёплых цветов.
Важным романтическим художником является Франческо Айец (Венеция, 1791 - Милан, 1882 гг.), чьи картины часто основаны на исторических событиях. Айец также известен портретами некоторых из самых известных людей своего времени: Джоаккино Россини для музыки, Уго Фосколо и Алессандро Манцони для литературы, Камилло Бенсо ди Кавур для политики. А его полотно «Поцелуй» стало символом итальянского романтизма.
В последние десятилетия XIX века и до начала XX века в Италии распространяется художественное течение, под названием стиль Либерти, которое элегантно стилизует животных, растения и цветы. Во Франции он назван в честь «Нового Искусства», в Италии он сначала назывался «Цветочный стиль», а затем стиль модерн, названный в честь некоторых лондонских складов Артура Либерти, специализирующихся на продаже предметов, тканей и мебели с цветочным дизайном.
В Италии стиль Либерти стал особенно известен после выставки декоративного искусства в Турине 1902 года. В этом стиле большое значение имеют архитектура и декоративно прикладное искусство: художники отвергают все, что является результатом промышленной цикличности, которая выпускается серийно или напоминает классическое прошлое, и позволяют себе криволинейные и очень творческие формы. Экстерьер и интерьер зданий не имеют прямых контуров, стены округляются, в качестве украшения используются различные материалы (от кованого железа до резной лепнины), а также техники различного рода.
Одним из самых интересных зданий архитектуры Либерти является Дворец Кастильони в Милане (1903), архитектор Джузеппе Сомаруга (Милан, 1867-1917). Это явление чистого эстетизма, продукт "belle-époque" (с фр. «Прекрасная эпоха») буржуазного общества, поэтому он предназначен только для элиты. Но так как именно в этот период начинаются серьезные проблемы и борьба классов (не случайно в эти годы, а именно в 1892 г., происходит рождение Итальянской Социалистической Партии), этот вид "искусства буржуазии", который игнорирует свое время, будет иметь короткий срок службы.
Начиная с последнего десятилетия XIX века в Италии развивается живописное движение под названием Дивизионизм. Его крупнейшие деятели - Джованни Сегантини (1858-1899) и Джузеппе Пеллиза да Вольпедо (1868-1907).
Дивизионизм берет свое начало от французского «Pointillisme» (пуантилизм). Последний, в свою очередь, произошел от течения импрессионистов, сочетавших чистые цвета на холсте через точки, а не мазки, не смешивая их. Самая известная работа итальянского дивизионизма - это, несомненно, «Четвертое сословие» (1901) художника Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, на которой изображены сцены общественной жизни и забастовки. На картине изображено около 50 человек, и важно отметить, что все они жители городка Вольпедо, так как для художника было важно знать всех этих людей лично. Более того, двое мужчин на переднем плане - это друзья Пеллицца да Вольпедо, а женщина с ребенком на руках - его жена. Много лет спустя картина станет символом политической и социальной приверженности и борьбы народного класса.
XIX столетие в Италии отличилось глубокой цельностью историко-культурных процессов. Изображение современной действительности все больше приходило на смену прошлого, отвергались традиционные каноны в зодчестве и живописи. Логика этого ускоренного развития была предопределена всей насыщенной историей Италии в эту эпоху, открывшей новый этап ее судьбы, в котором обозначились перспективы приближающегося ХХ века.