Рыцарь кубков, Нэшвилл и еще 8 фильмов, снятых под влиянием философских идей Артура Шопенгауэра
585
просмотров
Взгляды Артура Шопенгауэра, немецкого философа, метафизика, психолога и эстетика сказались не только на сознании его современников. Идеи «философа пессимизма» можно отследить в том, как мы до сих пор соотносим себя с миром, в наших представлениях о врождённой воле к действию, в желании произвести впечатление на мир и в других аспектах.

Идеи Шопенгауэра прослеживаются в литературе (Хорхе Луис Борхес, Сэмюэл Беккет, Лев Толстой), физике и математике (Альберт Эйнштейн, Людвиг Витгенштейн), в работах философов (Карл Юнг, Эрвина Шрёдингер, Макс Хоркхаймер), в музыке и исполнительском искусстве (Рихард Вагнер, Антонин Дворжак, Арнольд Шёнберг).

Не удивительно, что они нашли широкое отражение и в кинематографе. Представляем список лучших фильмов, которые имеют дело с философскими идеями Артура Шопенгауэра.

10. Конец тура / The End of the Tour (2015)

10. Конец тура / The End of the Tour (2015)

Драматический биографический фильм Джеймса Понсольдта о том, как репортер Rolling Stone Дэвид Липски отправился в тур с писателем и мыслителем-эссеистом Дэвидом Фостером Уоллесом и взял у него пятидневное интервью. Тур организовали в поддержку произведения «Бесконечная шутка» (1996), вошедшего в сотню лучших англоязычных романов ХХ века по версии журнала Time.

Фильм особенно интересен проницательными размышлениями о самом сокровенном, душераздирающими откровениями на тему одиночества, славы, честолюбия, о природе индивидуальности и произведении искусства в современном обществе.

9. Рыцарь кубков / Knight of Cups (2014)

9. Рыцарь кубков / Knight of Cups (2014)

Фэнтезийная мелодрама Терренса Малика наполнена философскими размышлениями о природе «воли» и поисках своего места в жизни. В ней рассказывается об успешном голливудском сценаристе Рике (Кристиан Бэйл), который стремится к самопознанию и разочаровывается в современной жизни. Как писал Шопенгауэр: «Богатство подобно морской воде: чем больше её пьёшь – тем сильнее жажда; то же самое можно сказать и о славе».

8. Андрей Рублёв (1966)

8. Андрей Рублёв (1966)

Историческая кинодрама Андрея Тарковского вошла в число лучших произведений мирового кинематографа. Она охватывает широкий спектр тем и мотивов, а также даёт представление и некоторое понимание личной философии и идеологии самого Тарковского. Фильм снят по мотивам жизни художника Андрея Рублёва, почитаемого мастера иконописи и монументальной живописи XV века.

7. Кумико – охотница за сокровищами / Kumiko, the Treasure Hunter (2014)

7. Кумико – охотница за сокровищами / Kumiko, the Treasure Hunter (2014)

Драма Дэвида Зеллнера о японской девушке Кумико, которая работает в офисе, терпит унижения босса и недоброе отношение коллег. Она постоянно пересматривает известный американский фильм и, в конце концов, его сцены кажутся её правдивыми. Кумико верит, что где-то действительно существует место, в котором спрятан дипломат с награбленным добром и ей суждено его найти. В поисках сокровищ она отправляется в заснеженную Миннесоту. Фильм поднимает тему одиночества, изолированности, здравомыслия и безумия.

6. Я и ты и все, кого мы знаем / Me and You and Everyone We Know (2005)

6. Я и ты и все, кого мы знаем / Me and You and Everyone We Know (2005)

Комедийная драма Миранды Джулай, по сути, представляет собой исследование одиночества и способа его преодоления через раскрытие другим своих уязвимых сторон. Режиссёр в фильме признаёт необходимость и потребность во взаимоотношениях и впечатлениях, противопоставленных отвлечённости и изоляции.

Как писал Шопенгауэр: «Книги не заменят жизненный опыт, а обучение не может заменить гениальность, будучи родственными феноменами. Общим для них является то, что абстрактность никогда не заменит ощущений».

5. Не могу уснуть / J'ai pas sommeil (1994)

5. Не могу уснуть / J'ai pas sommeil (1994)

Эта кинолента Клер Дени выделяется из нашего списка, но соответствует заданному руслу. В ней поднимаются глубокие темы о природе желаний и о том, как эти желания могут влиять на действия, которые в обществе считаются предосудительными. Также в триллере «Не могу уснуть» затрагивается парадоксальность зла, которая заключается в том, что возможности для него проявляются в каждом.

4. Нэшвилл / Nashville (1975)

4. Нэшвилл / Nashville (1975)

Это один из ключевых фильмов в карьере Роберта Олтмана и всего Нового Голливуда. Его считают сатирической критикой американского общества, но фильм также представляет собой замысловатое исследование человеческой психики.

Мы видим, как воля и желание могут взаимодействовать с самовосприятием человека и привести его к выбору или действию, не являющемуся рациональным по своей сути. Шопенгауэр очень лаконично выразился по этому поводу: «Каждый человек принимает пределы собственного поля зрения за пределы мира».

3. Внутренняя империя / Inland Empire (2006)

3. Внутренняя империя / Inland Empire (2006)

«Внутренняя империя» Дэвида Линча – загадочный, таинственный и, пожалуй, один из самых запутанных современных фильмов. В этой психологической драме мы можем наблюдать специфические философские понятия, описанные Шопенгауэром, в частности речь идёт о связи памяти с ощущением самоидентификации.

2. Поцелуй женщины-паука / Kiss of the Spider Woman (1985)

2. Поцелуй женщины-паука / Kiss of the Spider Woman (1985)

Фильм Гектора Бабенко снят по одноимённому роману аргентинского писателя Мануэля Пуига. Это история о двух заключённых. Валентин и Луис по разным причинам становятся сокамерниками в южноамериканской тюрьме. Один из них – гомосексуал, осуждённый за «недостойное поведение», а другой оказался в неволе по политическим мотивам.

1. Истории, которые мы рассказываем / Stories We Tell (2012)

1. Истории, которые мы рассказываем / Stories We Tell (2012)

Документальный фильм Сары Полли строится на интервью, которые она брала у членов своей семьи, вооружившись видеокамерой. Полли отправилась на поиски истины, расспрашивая родных о давно минувших событиях. В фильме отчётливо проступает природная человеческая склонность смещать сознание от имеющейся действительности к желаемой реальности. Наша жизнь – это плод воображения, сформированный, чтобы защитить наши души от нестабильности. По словам Шопенгауэра: «Всякая правда проходит через три этапа. Первый это высмеивание. Второй – отрицание. А третий – принятие, как само собой разумеющееся».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится