Профессия мультипликатора обязывает создателей анимационных роликов постоянно что-то усовершенствовать и изобретать, придумывать новые технологии съемки. Причем не важно, как работает над созданием мультипликационного фильма его автор – с помощью компьютера или же вручную. В этом обзоре несколько самых необычных способов создания мультфильмов.
Цифровые технологии
Если говорить о цифровых технологиях, то они, пожалуй, меняются быстрее всего остального. При этом в подавляющем большинстве случаев простому зрителю они не очень-то и заметны на экране. Мало кто серьезно акцентируется на том, как изменяются в сторону «живизны» текстуры облаков, тканей, волос или человеческой кожи. Но все это банальное совершенствование уже существующих технологий. А вот принципиально новые техники мультипликации на базе «цифры» создаются не так уж и часто.
Одной из таких является технология просматривания мультфильма в обзорности 360° непосредственно на экране компьютера. При этом сама техника цифровой анимации может оставаться вполне «традиционной». Первый подобный VR-мультфильм – Pearl, созданный независимым режиссером из США Патриком Осборном, даже был номинирован на премию «Оскар».
В фильме рассказывается об отце и его дочери, вся жизнь которых проходит в старом хэтчбеке. Зритель, самостоятельно меняя угол обзора с помощью курсора в левом верхнем углу экрана, может наблюдать как за ведущим автомобиль отцом, так и за постепенно взрослеющей на заднем сидении машины дочерью.
Игольчатая анимация
Сама техника игольчатой анимации не нова – ее придумал французский режиссер с русскими корнями Александр Алексеев еще в начале 1930-х годов. Суть данной технологии заключается в следующем: иглы (или спицы) свободно двигаются в отверстиях импровизированного вертикального экрана. При нажатии в определенных местах мультипликатор с другой стороны «монитора» делает как бы скульптуру или барельеф. Само же анимационное изображение создается при помощи теней, которые отбрасывают эти иглы. Техника довольно сложная, как и сами «экраны»: в настоящее время в мире всего 2 таких приспособления. Так же немного и последователей Алексеева, освоившие азы такой мультипликации.
Новый «вариант» игольчатой анимационной техники изобрел южнокорейский режиссер Чжин Ман Ким. Свой экран вместо иголок он наполнил обыкновенной длинной лапшой. Мультипликационное изображение у корейца получается не столько от теней, сколько от самих макаронин, которые складываются либо в барельеф, либо в контррельеф. При этом изображая как самих героев, так и среду фильма. Свой «макаронный» мультфильм с увлекательным сюжетом Чжин Ман Ким назвал просто – Noodle Fish («Рыба из лапши»).
Порошковая или сыпучая анимация
В последнее десятилетие сыпучая анимация из весьма оригинальной и редкой мультипликационной техники превратилась едва ли не в самую популярную. Практически все привыкли, что делается она исключительно из 2 материалов: мелкого песка или молотого кофе. Однако талантливые режиссеры создают анимацию при помощи практически любых средств, которые имеют возможность сыпаться.
Обычно наибольшее количество таких материалов «под рукой» находятся на кухне. А значит снять интересный мультик можно в прямом смысле не выходя из дома. Именно так и подумала режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Мирзоян, создав из разных сортов чая мультфильм «Чинти» о забавном муравье, живущем в Индии.
Весьма интересные «сыпучие мультфильмы» также получаются, например, из мелкой металлической стружки. С помощью обыкновенного магнита режиссер может двигать этот материал, создавая причудливые образы и визуальные эффекты. Кроме стружки могут подойти и другие мелкие металлические детали: гайки, шайбы, шестеренки и т. д.
Анимация с помощью киселя
Если продолжить тему «кухонной анимации», то тут нельзя не вспомнить великолепный мультипликационный фильм Аниты Квятковской-Накви – молодого режиссера из Польши. Создан он был при помощи разноцветных киселей. Сюжет фильма в целом фантастический, однако имеет весьма конкретный философский подтекст.
В мультипликационном фильме, который называется Protozoa («Простейшие») человек якобы появляется из пены, сбежавшей из кухонной кастрюли. Он растет, питается и даже обзаводится спутницей жизни. В конце концов «герой» распадается на примитивные частицы, становясь тем, кем он и был с самого начала – простейшим организмом.
Анимация с помощью медицинских снимков
Весьма интересная техника на основе привычной и популярной компьютерной анимации. Режиссер из Канады Николас Бро (Nicolas Brault) создал поистине необычный фильм Foreign Bodies («Инородные тела»). Для съемок своего мультфильма Николас использовал различного рода медицинские изображения. Среди них рентгеновские снимки, компьютерная томография, «картинки» МРТ и другие.
В фильме изображения человеческих органов чудесным образом превращаются в необычных, диковинных животных. Создается впечатление, что перед нами не анимационный, а документальный фильм, снятый на другой планете. И все эти «существа» кажутся поистине живыми и какими-то чужеродными.
Пиксиляция
Нельзя сказать, что пиксиляция является какой-то новой анимационной техникой. Однако несмотря на то, что с ее помощью довольно просто снимать красочные и необычные фильмы – режиссеры-мультипликаторы не очень часто используют пиксиляцию в своем творчестве. Одним из самых знаменитых анимационных фильмов, снятых в этом жанре, является Stanley Pickle («Стэнли Пикл») британки Виктории Мэтер. В картине рассказывается о жизни молодого изобретателя, создавшего себе «механическую» семью из шестеренок. Гений жил в своем искусственном мире до тех пор, пока не встретил настоящую девушку.
Технология сьемки заключается в том, что режиссер монтирует отдельные кадры реального видео таким образом, что в результате оно начинает напоминать простую анимацию. Человека таким «способом» можно заставить летать, не касаясь земли, или отправлять его глубоко под воду без акваланга.
Скретч-анимация (царапание на пленке)
Скретч-анимация, или, как ее чаще называют, «бескамерная анимация», как и игольчатая технология создания фильмов, известна уже давно. Однако используют ее не многие режиссеры. Несмотря на то, что она является довольно простой в технологическом плане. В скретч-анимации изображение наносится на готовую отснятую пленку. Чаще всего просто царапается острым предметом. Отсюда и пошло название этой анимационной технологии (англ. scratch – «царапать»). С помощью скретч-анимации можно создавать весьма динамичные и интересные по сюжету работы.
В России признанным «гуру» технологии бескамерной анимации является режиссер Борис Казаков. Его работы – постоянные участники и номинанты различных международных мультипликационных фестивалей и конкурсов.
На самом деле в мире существует еще десятки нестандартных технологий сьемки анимационных фильмов. Это доказывает то, что для человека по-настоящему творческого и креативного не важно, из чего можно создать настоящий шедевр. Достаточно всего лишь включить фантазию и изобретательность.